Отчет об использовании современных образовательных технологий в профессиональной деятельности воспитателя. Отчет о применении современных образовательных технологий Отчет аттестуемого об использовании современных образовательных технологий

Отчёт об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе Ивановой Светланой Николаевной, учителем начальных классов МОУ СОШ № 11 г Лабинска муниципального образования Лабинский район, аттестуемой на высшую категорию в 2016-2017 учебном году.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала; применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся, позволяющие быстрее и прочно запомнить сложный материал. Среди их многообразия для себя я выделила те, которые, на мой взгляд, можно успешно применять в работе с учащимися начального звена. В своей педагогической практике я использую: технологии личностно-ориентированного, проблемного, здоровьесберегающего обучения, а также игровые, проектные, групповые, информационно-коммуникативные.

Я работаю по программе Виноградовой Н. Ф. « Начальная школа ХХI века». Обучение здесь строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей. Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей, что позволяет постепенно добиваться высокого качества обученности.

Я всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю, а самое главное – научился свободно мыслить?

Опробовав многие методы работы с детьми, я остановилась на групповой работе , которая играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, математики, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Первые шаги группового обучения начинаются с работы в парах, что является идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут проверить друг друга, закрепить, повторить материал, подготовить для напарника карточку с заданием, вопросы по теме, совместно спланировать и выполнить работу.

ВВЕДЕНИЕ

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач - достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник школы должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях. «Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере.

Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Таким образом, с вступлением в силу ФГОС система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения и уже сегодня создается образовательное пространство, позволяющее целенаправленно развивать личность ребенка.

Т.е. образование – это не цель, а средство решить профессиональные, экономические, личные проблемы человека. Задача учителя – подготовить успешными наших детей в будущем. Как сделать знания действенными? Как создать продукт, пользуясь которым, выпускник школы мог бы всегда быть уверенным в своих знаниях и, благодаря им, защищенным в жизни? Как научить всех!? Да так, чтобы знания обучающихся соответствовали ФГОСам и не навредили их здоровью. Как создать ситуацию успеха на уроке и добиться хороших результатов?

Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что моя задача как учителя, состоит в том, чтобы обучать не только базовым навыкам, таким как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное, научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Решить поставленные задачи возможно при использовании современных образовательных технологий (СОТ), которые будут направлены на:

    формирование умений, необходимых для изучения русского языка и литературы;

    повышение мотивации к учебной деятельности;

    развитие аналитического и критического мышления;

    формирование универсальных учебных действий (УУД);

    на активизацию познавательной деятельности, организацию её на основе уровневой дифференциации;

сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

им. Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского

г. Ейска МО Ейский район _____________/А.И. Кучерова /

Директор МБОУ СОШ № 2 им.Героя Советского Союза

А.В. Ляпидевского г. Ейска МО

Ейский район ____________/Е.В.Ратникова/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Звездочка»

город Тейково

ОТЧЕТ

об использовании современных образовательных технологий

в обучении и воспитании.

Сухомлинский считал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Чтобы сохранить интерес к учению, желание учиться, использую информационные технологии.

Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка дошкольниками. Свою основную цель мы видим в обеспечении целостного подхода к организации работы по данному направлению.

На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в системе традиционные и инновационные педагогические технологии. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности мною использовались как традиционные технологии, так и современные: здоровье сберегающие технологии, педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему; игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка; метод проектов; индивидуально-дифференцированный подход, развивающие игры.

Используя здоровье сберегающие технологии, систематически внедряю нестандартные методы и средства оздоровления: дыхательную гимнастику, кислородного коктейля, гимнастику для глаз, мимические разминки, психогимнастику, оздоровительную гимнастику после сна, корригирующую и ортопедическую гимнастику. Применение таких методов позволило повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.

Технологии личностно – ориентированного обучения способствуют развитию личности ребенка. Здесь использую интегрированное построение занятий. А это в свою очередь дает детям возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность.

Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.

В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели: выявление талантливых детей; активизацию воспитательного процесса; формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску; формирование навыков публичного выступления.

В своей работе интегрирую познавательное содержание образования, осуществляю деятельностный подход, создаю мотивационно – развивающую среду для поисковой деятельности детей. Для удовлетворения детского любопытства и любознательности в своей работе использую технологию опытно-экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность относится к области деткой самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно – ориентирована на каждого ребенка.

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экологическому воспитанию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах: непосредственно образовательная деятельность; совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность ребенка со сверстником.

В работе с родителями применяю различные формы работы: дни открытых дверей, развлечения, выставки, видеоролики из жизни детей в детском саду, информационные стенды, презентации о достижениях детей, встречи со специалистами, совместная проектная деятельность и т. д. Это все делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Сухомлинский считал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Чтобы сохранить интерес к учению, желание учиться, использую информационные технологии. Программы, связанные с использованием компьютерных технологий: презентации, тестирующие, обучающие. Перед дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно здоровье сберегающих и информационно-коммуникационных. Современные дошколята в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и воспитатели повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями. Это позволило мне использовать информационно-коммуникационные технологии на различных занятиях. На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный и воспитательный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения у детей. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», учительский портал, копилка уроков и др. Представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, разработки мероприятий, открытых занятий т.е. это информация по различным видам деятельности занятий и многое другое. Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает хорошие результаты. С особым интересом дети работают в занятиях с презентациями, с музыкальным сопровождением. Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры дошкольников. Проектная деятельность активно развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого воспитателя. Воспитателю самому становится интересно овладевать современными технологиями и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым воспитатель повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства воспитателя и признание его заслуг на разных уровнях.

Использование в работе инновационных образовательных технологий позволило повысить уровень физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития детей моей группы, адаптировать их в обществе, воспитать у них привычку к здоровому образу жизни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 поселка Мостовского

Письменный отчёт

об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,

здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Пономаренко Татьяны Ивановны,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №29

поселка Мостовского

Письменный отчёт

об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Т.И.Пономаренко, учителем начальных классов

МБОУ СОШ № 29 посёлка Мостовского

муниципального образования Мостовский район

Основным направлением работы в школе я считаю развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию. Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение , обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую современные образовательные технологии.

В своей педагогической деятельности регулярно применяю информационно-коммуникационные технологии , которые способствуют лучшему усвоению учащимися программного материала, расширяют их кругозор и познавательную активность. Формируется наглядно-образное мышление, ребенок учится планировать, прогнозировать результаты своих действий. При этом развивается знаковая функция сознания.

Широкое применение ИК существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования коммуникационных технологий. В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

Подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, собственные презентации к урокам);

Ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;

Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

Электронная почта;

Составление отчётов;

Поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;

Проведение родительских собраний и лекториев;

Музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;

Систематическое использование электронных образовательных программ в сочетании с традиционными методами обучения значительно повысило эффективность образовательного процесса. Широко применяю готовые компьютерные презентации, и спользую их на всех этапах образовательной деятельности: при подготовке учащихся к усвоению новых знаний, при их закреплении, рефлексии. С помощью компьютерной программы Microsoft Power Point самостоятельно работаю над созданием медиотеки, привлекаю в этот процесс учащихся. С помощью презентации увлекательно, доступно и наглядно знакомлю детей с научным материалом. Образовательная деятельность с использованием ИКТ в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Анализ уроков с применением ИКТ показал, что познавательная мотивация и активность увеличивается, облегчает овладение сложным материалом.

Данная технология мной была представлена на открытом уроке математики по теме «Решение простых и составных задач» в рамках мастер-класса 12.04.17 г. Присутствовали Цепляева О.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, Мирошниченко И.М., учитель начальных классов Гимназии №4, Редькина И.С., учитель начальных классов МБОУ ООШ №15.

Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

В урок включаю гимнастику, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности». Во внеурочной деятельности я провожу с ребятами беседы о ЗОЖ. Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз.

Фрагмент урока

Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да, и нет.) Почему?

- Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и развивать наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

- Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

    Никогда не чищу зубы.

    Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

    Прочищаю зубы иголкой.

    Полощу рот после еды.

    Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

    Почистив вечером зубы, не ем сладости.

Данная технология мной была представлена на открытом уроке русского языка по теме «Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных» 12.01.17 г. Присутствовал, учитель начальных классов Цыплакова Н.Г..

В своей работе стараюсь применять разные современные образовательные технологии. Это, в первую очередь - игровые. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью я решаю какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

На уроках использую:

Игры со словами: «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Дополни (восстанови пословицу)»;

Игровые разминки: разминочные загадки, соотношения.

Использование игровых приемов позволяет разнообразить урок, активизировать детей, вовлечь в работу каждого ученика.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Данная технология мной была представлена на открытом уроке по математике «Арифметические действия над числами» 25. 04.16 г. Присутствовал учитель начальных классов Денисова Н.М..

Важное место в современной школе занимает проектная деятельность учащихся. И я стараюсь применять эту технологию на своих уроках. Использую метод проектов на уроках кубановедения, окружающего мира. Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а организовать самостоятельный познавательный процесс. Конечно, малыши, только начинающие осваивать компьютер, пока не создают собственные презентации. Однако, большинство ребят активно, собирают материалы на предложенную тему проекта. Между ними возникает своего рода конкуренция: кто быстрее разыскал информацию, кто раздобыл редкие сведения и факты?

Особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главная ее цель - увлечь детей поиском, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Предметы начальной школы дают возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы, с которыми ребята затем принимают участие в научно-практических конференциях.

Результатами стали проекты:

- «Волшебное превращение молока»,

- «Зачем хомяк набивает щёки».

Данная технология мной была представлена на открытом внеклассном мероприятии по теме «Семья и Отечество» 24.05.17 г. На данном мероприятии присутствовал директор МБОУ СОШ №29 Матыченко С.Г.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Чаще всего проблему ставлю в начале урока или на этапе первичного закрепления, где детям предоставляю, к примеру, возможность самостоятельно определить тему урока или вывести правило, опираясь на предложенный материал. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников.

Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник.

Учитель:

Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э,сн,ик].)

Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)

Какой вопрос у вас возникает?

(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?

Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:

Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация.

Данная технология мной была представлена на открытом уроке по русскому языку «Виды предложений по цели высказывания» 07. 04.17 г. Присутствовал учитель начальных классов Копцова Н.М..

Технология сотрудничества. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах начинаю с диагностики уровня знаний и возможности каждого ученика по предмету, а затем уже применяются групповые формы работы:

Учебные пары (создание пар: сильный ученик и отстающий, два слабых ученика, два сильных ученика);

Обучение в команде (формирование однородных группы и выбор лидера);

Малые группы «слабоуспевающих» учеников (тренинг для закрепление изученного материала)

Малые группы «сильных учеников» (метод проблемной ситуации, «мозгового штурма»)

Выполнение домашнего задания в группах, которые формируются по интересам.

Работая по данной технологии приходится играть новую, не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством, необходимо помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы

Данная технология мной была представлена на открытом уроке по окружающему миру «Природные зоны России» 27. 02.16 г. Присутствовал учитель начальных классов Ефанова О.Н..

Результатами применения перечисленных образовательных технологий являются стабильно высокое качество знаний по предметам (68-75%), участие и призовые места моих учеников в школьных научно-практических конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах. Кроме этого применение здоровьесберегающих технологий дает возможность сохранять здоровье школьников, формировать у них необходимость вести здоровый образ жизни.

Вывод: современные технологии позволяют разнообразить урок, сделать его более насыщенным. Информационн-коммуникационные технологии дают возможность осуществлять различные виды контроля. Используемые технологии помогают мне решать многие педагогические задачи, я и в дальнейшем буду применять их в своей деятельности .

Список использованных источников.

    Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н.В. Кузьмина//Вопросы психологии. – 1984. - № 1. – С. 20-26.

    Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В. Кузьмина. – М.: 1990.

    Мартынова, Е.Б. Новые технологии в предпрофильной подготовке школьников/ Е.Б. Мартынова// Биология в школе. – 2004. - № 8. – С. 36 – 39.

    Мирзоев, С.С. Активизация познавательного интереса учащихся/ С.С. Мирзоев// Биология в школе. – 2007. - № 6. С. 35 – 38.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1987.

    Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу Л.1973.

    Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.

    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.

    Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.

Заместитель директора Цыплакова Н.Г.

по МР

Избиенова Наталья Николаевна

воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ № 51 "Подсолнушек "

Отчёт об использовании современных образовательных технологий

в профессиональной деятельности воспитателя

Главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В настоящее время наблюдается увеличение числа дошкольников, не желающих идти в школу, так же снизилась положительная мотивация к занятиям, познавательная активность постепенно снижается. Система образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. В настоящий момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель - «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно, современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность и интересы ребенка. Так же педагог должен гибко реагировать на возникающие изменения, происходящие в содержании образования.

Важной стороной современной педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Взрослый в общении с детьми должен придерживаться модели общения и взаимодействия: «Не рядом, не над ним, а вместе!». При данной модели происходит становление ребенка как личности.

Педагогическая технология - это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающей их цели, содержание. Формы, методы, средства, результаты и условия их организации.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность и включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают:

    конкретность и четкость цели и задач;

    наличие этапов: первичной диагностики;

    отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

    использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели.

К числу современных образовательных технологий относятся:

    здоровьесберегающие технологии;

    технологии проектной деятельности;

    технология исследовательской деятельности;

    информационно-коммуникационные технологии;

    личностно-ориентированные технологии;

    технология портфолио дошкольника и воспитателя

    игровые технологии;

    технология «ТРИЗ»;

    сайтостроение

Данные педагогические технологии я стараюсь применять в процессе своей деятельности.

    Здоровьесберегающие технологии.

Цель - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

    Технологии проектной деятельности.

Цель - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Технология проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.Дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Взрослый должен помочь ребенку, научить его находить и извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний.

Классификация проектов:

    «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

    «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

    «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства;

    «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта.

3. Технология исследовательской деятельности.

Цель - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и т. п.

Средства ИКТ, которые я использую в своей педагогической деятельности в детском саду:

    Компьютер (ноутбук)

    Мультимедийное оборудование

    Принтер

    Телевизор

    Магнитофон

    Фотоаппарат

    Интерактивное оборудование

В условиях детского сада необходимо целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия с детьми имеют свою специфику, поэтому они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Это могут обеспечить только средства ИКТ.

Необходимо учитывать следующее:

    ИКТ должны только дополнять воспитателя, а не заменять его;

    нельзя использовать ИКТ на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке (при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям);

    не забывать о продолжительности использования ИКТ в соответствии с Сан ПиН и возрастом детей.

ИКТ в работе современного педагога:

    Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов.

    Обмен опытом педагогов.

    Оформление групповой документации, отчетов.

    Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

    Создание интерактивных игр и тренажеров для детей.

Таким образом, внедрение ИКТ в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

    Личностно - ориентированная технология.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в предметно – пространственной развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новой ООП ДО с ФГОС ДО, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.

Организуя с детьми образовательную деятельность, я делаю акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

6. Технология портфолио дошкольника.

Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

    творчески думающим,

    владеющим современными технологиями образования,

    приемами психолого-педагогической диагностики,

    способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

    умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

8. Игровая технология.

Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

9. Технология развивающего обучения.

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

10. Сайтостроение.

Изменения, происходящие в современном мире, на сегодняшний день не могут не затрагивать сферу образования. Одним из популярнейших источников получения информации сегодня для большинства жителей нашей планеты стал интернет, который многогранен и безграничен. Благодаря созданному сайту происходит:

    развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством живого общения на страницах сайта;

    информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей;

    педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи).

    непосредственный обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта.

Применение разнообразных современных образовательных педагогических технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников, которую я прослеживаю при проведении мониторинга.

По – моему мнению, творцом любой технологии, даже если она заимствована, является педагог, т. к. создание технологии невозможно без творческой мысли. В связи с этим у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование. Т. о., применение современных педагогических технологий в образовательном процессе актуально, современно и эффективно. У ребенка появляется возможность экспериментировать (исследовать), анализировать и синтезировать полученные знания, а так же развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Все это позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного обучения.

mob_info