Переписать жизненный сценарий. Как переписать сценарий своей жизни? Что такое сценарий жизни человека, и как он влияет на его судьбу

» мы говорили о том, что каждый человек ведет постоянный, непрекращающийся разговор с собой в режиме он-лайн. Если внутренний диалог оптимистичный, то человек заряжается энергий и силой, позволяющей открывать новые цели и возможности в жизни. Если внутренний диалог ведется в негативном русле, то человек физически ощущает нехватку сил, желания делать что-либо, и весь мир предстает в серых красках.

Выполняя предложенные упражнения на анализ внутреннего диалога, вы должны были осознать, что у него есть одна особенность. В процессе вы вдруг ощущаете какое-то мрачное послание, плывущее откуда-то из прошлого, но проносящееся так стремительно, что оно превращается в темное, расплывчатое пятно, не подлежащее идентификации. В отличие от большей части диалога, идущего в реальном времени и возможного для контроля, то темное пятно уловить очень сложно, оно проносится в сознании как сверхзвуковой самолет, являя собой опасный вид внутреннего диалога – негативные мысли.

Негативные мысли — это результат отрицательного разговора с собой, который на каком-то этапе долго и часто проигрывался в голове и в результате заучился настолько, что укореняется и становится автоматической реакцией. Постоянное присутствие негативных мыслей может привести к драматичным последствиям, так как реакции на них столь мощные и быстрые, что никакая другая мысль, объясняющая причины и следствия, возникнуть просто не успевает. Негативные мысли, имея определенное сходство с внутренним диалогом, в то же время являются самостоятельным видом. Они, проносясь в голове человека, мгновенно блокируют любую входящую информацию и программируют человека на конкретный результат, что, как правило, им самим не осознается, а затем предсказывают итог.

Проходя собеседование для получения нового места работы, N узнает, что находится в числе вероятных претендентов, и шансы получить это место у нее достаточно высоки. Оптимистичное мышление в этом случае делает следующий вывод: «Очень хорошо. Продолжаю быть спокойной, сосредоточенной и делать все, чтобы меня приняли». Но в какой-то момент всплывает негативная мысль и напоминает ей о случае, который произошел более десяти лет назад. После вуза N устроилась в фирму, работать по специальности, была счастлива и горда собой, тем более что и опыт, получаемый на этом месте, в будущем должен был очень пригодиться, и зарплата радовала.

Но месяца через три работодателю позвонил друг и попросил взять на ее место очень хорошего человека, N была уволена. Она восприняла это как поражение, и эта неудача изменила ее мнение о себе. Перед собеседованием N вспоминает события десятилетней давности, и ее начинают атаковать негативные мысли: «Шансов нет, тебя уже увольняли, и лучше бы отказаться от бесплодных попыток. На эту работу тебя не возьмут». Если перед собеседованием эти мысли возьмут верх, то N будет вести себя так, что оставит неблагоприятное впечатление: в ее речи, манере и жестах будет сквозить неуверенность в собственных силах. И работодатель возьмет на работу другого претендента.

Негативные мысли смотрят всегда назад и являются реакцией на прошедшие события в жизни человека. Но при этом они оказывают влияние на настоящее и будущее человека, взяв под контроль его мышление и поведение. Чтобы нейтрализовать негативные мысли, необходимо при любом событии задавать вопросы: «А я в состоянии с этим справиться или нет? Я хочу этого или нет?» и делать осознанный выбор. Но чтобы решиться на это, необходимо признать, что негативные мысли у нас есть, просто мы перестали их замечать. Давайте посмотрим на список самых распространенных негативных мыслей:

Мне ничего в этой жизни не светит, моя жизнь бесцветна и ограниченна: работа-дом, ничего интересного;

— Я обречена на одиночество, потому что я некрасивая и толстая;

— Меня с детства все обижают, люди используют меня, и никого не интересует, что я при этом чувствую;

— Я никогда не смогу устроиться на хорошую работу, заработать на свой дом, но это не я такая, а жизнь такая несправедливая.

В сериале «Тайны следствия», в фильме «Роль жертвы», показан эпизод, когда следователю Швецовой звонят по телефону с фразой: «Тебя никто не любит, ты должна умереть», чем очень сильно пугают ее.

А представьте себе, что должно происходить в душе человека, когда такие мысли из года в год всплывают в голове, отравляя его жизнь.

Наверняка, какие-то негативные мысли присутствуют в вашей жизни. По мере продвижения вперед, вам необходимо будет ловить их за хвостик и выкидывать вон из вашего сознания.

Чтобы выявить негативные мысли и распрощаться с ними, вам нужно познакомиться с предубеждениями, формирующими и подпитывающими их. Предубеждения — это точки зрения человека о его месте в этом мире. Они следуют за человеком повсюду и лежат в основе его жизни, влияя на ценности, на восприятие себя как человека, определяя основные черты и особенности характера и очерчивая наши границы. Предубеждения базируются на собственных ожиданиях того, что должно произойти в нашей жизни, и оказывают сильное воздействие на наши отношения с близкими людьми, противоположным полом и реализуемостью в профессии. Они выражаются через понятия «обязан» и «должен». Предубеждения — это когда от человека требуется следовать той роли, которую для него определили другие, это соответствие чужим представлениям о том, что такое жизнь.

«Ты должен стать мне родной матерью, – заявил Карлсон. – Ты спросишь меня, не хочу ли я чего-нибудь, и я отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет».
Астрид Линдгрен, «Карлсон, который живет на крыше».

Если бы предубеждения не были строго фиксированными, то человек был бы вынужден задавать вопросы и формировать новые цели и направления, нарушающие предписанный ход его жизни. Но предубеждения, строго ограничивая место человека в мире, жестко держат его в определенных рамках и предписаниях того, что может и должен взять человек от жизни.

Самый легкий способ понять, что такое предубеждения — рассмотреть их как конкретные роли, которые человек играет в жизни.

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

Когда вы поймете, в чем состоят именно ваши предубеждения, то сможете узнать и сценарий, по которому проходит ваша жизнь. Сценарий жизни строится на нескольких камнях, которые мы и называем предубеждениями. Именно они диктуют вам, как и какую роль играть, они определяют выбор спутников вашей жизни, и весь сопутствующий реквизит: декорации, костюмы, а также внешний вид и стили поведения, которые вы являете миру. И не просто диктуют, но и держат вас в рамках кем-то написанного сценария.

Если события развиваются против предубеждений, даже если в этот момент человек был счастлив, внутри накатывает ледяная волна и подкрадывается ощущение рока, и начинает звучать внутренний диалог: «Почему мне так плохо, что-то дурное случится?» Если сценарий предписывает роль глупого пингвина, то не стремись стать гордым Буревестником. И человек, вместо того чтобы радоваться счастью, испытывает страх, тяжесть на сердце и ощущение грядущей бури. Нередко случается, что если сам человек начинает освобождаться от каких-либо предубеждений, то это совершенно не устраивает его вторую половину, родственников и друзей, поскольку происходящие перемены, скорее всего, поставят под сомнение их предубеждения относительно вас.

А сейчас обратимся к нашему постоянному собеседнику – дневнику. Высвободим час-другой времени и приступим к упражнениям.

Упражнение 1.

По телевидению показывают встречи со знаменитыми людьми, задают им вопросы на различные темы, и они отвечают, рассказывая о себе. Поставьте себя на место такого человека и тщательно расспросите себя, со всех сторон. Важно быть предельно честным с самим собой. Если чувствуете, что боитесь, вам неловко, так и признайтесь себе. Расспросите себя: в какой семье вы родились и выросли, где и как учились, о чем мечтали и к чему стремились, достигли ли желаемого, и что нужно сделать, что этого достичь, нравится ли вам ваше окружение. Опишите, какие чувства и эмоции вы испытываете при этом. Это важно для понимания, какие именно негативные мысли существуют в вашем сознании, и насколько вы самоценны и самодостаточны.

Упражнение 2.

В течение недели, просыпаясь утром, записывайте ожидания и ощущения на предстоящий день. Чего вы ожидаете? В вас присутствует оптимизм или волнения и страх? Записи небольшие и могут быть следующего содержания: «Мне тяжело, я не хочу идти на работу. Мне не нравится коллектив и то, чем я занимаюсь», «Сегодня я узнаю что-то новое и интересное». Зачем это нужно делать? Мы уже сказали, что негативные мысли предсказывают результат, поэтому вам необходимо ухватить мысли с которыми вы встречаете новый день и спросить себя, что я жду от него.

Выполнив упражнения, оцените свои негативные мысли. Есть ли совпадения с типовыми негативными мыслями или их варианты? Постарайтесь понять, в связи с чем появляются эти мысли — может, при выполнении какого-либо задания или при общении с определенными людьми.

Следующее задание – Оценка вашего жизненного сценария.

Выделите время и рассмотрите сценарии, по которым строилась ваша жизнь. Их может быть множество: роли друга, любящего супруга, родителя, преподавателя, дочери и т.д. Рассматривая сценарии, необходимо вспомнить роли, которые непосредственно влияли на полученный результат. В результате работы над сценарием найдется место и для ранее рассмотренных факторов: ярлыков, видов контроля, негативных мыслей и предубеждений, наполняющих сценарий различными смыслами и красками.

И вновь нам на помощь приходит дневник. Для начала просто обозначим сценарий, внеся в заголовок ту роль, которую мы отыграли: мать семейства, жена самодура, аккуратистка.

А затем в простых выражениях опишите поступки или поведение, которые требовались по сценарию. Главная задача — вспомнить, что вы делали, исполняя именно эту роль. Далее в двух абзацах, не больше, опишите, как люди реагировали на вас в связи с этой ролью. Что эта роль потребовала от других в этом сценарии?

Проделав упражнение для одной роли, переходите к другой и описывайте по очереди все роли, по одному лекалу.

После того, как вы описали несколько сценариев, по которым прожили часть жизни, нужно вернуться к своим записям и выполнить следующие действия:

— Пометьте маркером названия тех ролей, в которых вы ощутили наибольшую комфортность и цельность с тем, к чему стремитесь в жизни. Какими ролями вы гордились бы больше всего, если бы пришлось давать интервью? Какие из рассмотренных ролей вам больше по душе?

— Давая интервью, о каких ролях вы предпочли бы умолчать, потому что вам за них стыдно?

— По каждому рассмотренному сценарию определите, кто был тем человеком, который навязал вам данный сценарий и что он от этого выиграл?

Выполнив предложенные упражнения, нужно проанализировать группы ролей и сценарии, а также определить, какие связи существуют между ними. Каким образом они соединились между собой и определили вашу личность, и сколько каждая роль и сценарий добавляет или убавляет от вашего истинного Я?

Анализ позволит вам определить, какие роли присущи именно этому Я, а какие противоречат ему. Просмотрите список ваших ролей, попробуйте войти в каждую из них, какие эмоции вы при этом испытываете? При этом проговаривайте вслух то, что характерно именно для этой роли. Так, если вы рассматриваете роль «аккуратистки», то вы можете сказать: «Будь добр, стой на коврике у двери, пока снимаешь обувь. Не разноси грязь по прихожей. А сейчас вытри ее за собой. Хорошо, а сейчас проходи дальше и снимай куртку». К каждой роли привязаны те или иные чувства, эмоции, — входя в роль, обратите на них внимание. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, вызвать неприятные ощущения и раздражение. Все значимые эмоции необходимо записать.

Если вы поработали честно и обстоятельно над тем сценарием жизни, который лично вам хотелось бы прожить, то можно приступить к изучению роли, которую вам хочется вам сыграть, – самого себя, живого, реального, именно такого, каким вы ощущаете себя в своем сердце. Это только ваш сценарий, и вам решать, воплощать его в жизнь или отступить. Если вы решитесь воплотить его в жизнь, то в следующий раз мы поговорим о том, что нужно сделать, чтобы этот сценарий стал реальностью.

М. МЕЛИЯ, психолог.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д.. Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.

На работе невыносимо, приходишь домой – конфликт. Началась сплошная полоса препятствий. «Черная!» – скажете вы. Проходит время, жизнь начинает налаживаться. «Белая полоса» – теперь думаете вы. Вот и получается, жизнь – сплошная череда меняющихся полос.

А задумывались ли вы, с какого момента начинается «черная полоса» невезения?

Анализировали ли вы, что явилось катализатором, запустившим цепь неприятных событий? И от чего зависит ее длительность?

4 года назад в моей жизни случились сразу несколько следующих друг за другом и сильно расстроивших меня событий. Оказавшись в «черной полосе», мне сложно было оценить ситуацию со стороны. Боль, злость обида – меня преследовали типичные признаки синдрома «жертвы». Уже не вспомню, какое из событий привело меня к осознанному взгляду на свою жизнь, но однажды утром я проснулась с острой потребностью изменить себя.

Я испытала, с одной стороны, облегчение. Я чувствовала, это было правильное решение. С другой, страх перед изменениями.

Что менять? С чего начать?

К счастью, мне повезло, и мое желание быстро нашло отклик во внешнем мире. Я люблю читать, поэтому, зайдя на книжный портал, сразу заметила книгу Стивена Кови – «7 навыков высокоэффективных людей», которая кардинальном образом поменяла мое мировосприятие. Теперь, когда в моей жизни возникает трудноразрешимая ситуация и появляется потребность в совете, я покупаю первую книгу, на которой останавливается взгляд.

«7 навыков высокоэффективных людей» была одной из первых книг, которая привела меня к осознанию того, что я уже давно недовольна своей жизнью. Коучинговый подход стал плавно интегрироваться в мою жизнь. Я начала задавать себе открытые вопросы, требующие развернутого ответа.

Помню, первый вопрос, который я себе задала: «Почему ты недовольна своей жизнью?».

Ответы на него я сознательно решила зафиксировать на бумаге, чтобы не упустить важные мысли.

«Я-неудачница», «я завидую чужим удачам», «я не люблю просыпаться рано утром», «устала от людей». Разные некрасивые мысли возникали в голове и переносились на бумагу, но в итоге я написала фразу, которая мне внутренне очень откликнулась. «Оно!» – подсказала мне интуиция. «Я ненавижу свою работу и впустую трачу жизнь». Опять повторное облегчение. Вдруг я поняла, что поменяв сферу профессиональной деятельности на более интересную, я наполню свою жизнь множеством событий и новых знакомств.

Сегодня, работая с другими людьми, я иду на самую глубину, чтобы дойти до основного утверждения, с которого начинаются все изменения. Одного вопроса «почему ты недоволен своей жизнью?» недостаточно. Нужно задавать себе много уточняющих вопросов. Так родилось упражнение «почему?»

Упражнение «Почему?»

Крайне редко получается сразу выявить основную причину недовольства своей жизнью. Поэтому вопросов, начинающихся с «почему», может быть много, пока не дойдете до правильного ответа. Давайте рассмотрим на примере:

Почему я недоволен/на своей жизнью? – Потому что у меня нет денег.

Почему нет денег? – Потому что мне не везет.

Почему тебе не везет? – Потому что меня не ценят.

Почему тебя не ценят? – Потому что нет результатов.

Почему нет результатов? – Потому что я не хочу их достигать.

Почему не хочешь достигать? – Я устал от своей работы.

Почему устал от работы? – Она больше не приносит мне радости.

«Работа больше не приносит радости» скорее всего отправная точка.

Предупреждаю сразу, ответы могут быть и неосознанными. Когда включается синдром «жертвы», мы еще и винить мир во всех бедах начинаем. Основная задача – докопаться до сути. Когда уйдет раздражение и желание обвинять окружающих, придет конструктивный ответ.

Важно ориентироваться на внутренние ощущения и дойти до корневой причины недовольства своей жизнью. Все проблемы связаны с четырьмя сферами жизни: семьей, работой, личной жизнью или духовной сферой . Определения у всех разные, поэтому нужно выбрать утверждение, которое находит максимальный внутренний отклик.

Утверждение есть, теперь рождается идея для нового жизненного сценария. Вы составляете план того, что нужно сделать в самом ближайшем будущем. Я советую написать сначала укрупненно, а затем уже перейти к деталям. Расскажу о хитрой технике планирования результатов, которую заимствовала у коллеги. Давайте разберем на конкретном примере.

Укрупненный и детальный планы действий.

Представим, что глобально вам нужно:

  • Найти новую работу;
  • Повысить квалификацию;
  • Заняться спортом;
  • Правильно питаться;
  • Обеспечить жизненный баланс.

Вы получили план с пунктами назначения, но маршрут к ним пока не проложен. И это как раз основная причина, почему не реализуется то, что запланировали. А теперь план, который обеспечивает действия.

Что нужно, чтобы найти новую работу?

А) определиться с профессиональной целью: когда? – дата;

Б) посмотреть вакансии – (дата);

В) изменить резюме – (дата);

Г) составить сопроводительное письмо (дата);

Д) отправить работодателям (дата).

Что нужно для того, чтобы повысить квалификацию:

А) определить приоритет, какие навыки нужно усилить (дата);

Б) выбрать курс (дата);

В) зарезервировать место, внести предоплату (дата).

Важны конкретные действия + сроки реализации. Когда начнете? Когда закончите?

С работой пример понятен. Бери и действуй, будь проактивным.

А вот как быть, если основная причина недовольства жизнью – отсутствие «второй половины». В этом случае планирование цели и активностей заключается в том, что вы воздействуете на нее не напрямую, а косвенно. Все действия направляете не на конкретный объект, а на мероприятия, которые создадут условия для обретения вами «второй половины».

Подумайте о том, что может способствовать встрече с вашим человеком. Возможно – состояние внутреннего баланса. Если его нет, нужно создать. Тогда ответьте на вопрос: «Что вам нужно для баланса и равновесия?». Может быть курсы эмоционального интеллекта? Возможно пора найти время для хобби? Или поработать с имиджмейкером? Может принять приглашение посетить какое-то мероприятие? Или переехать в другой город? Важно максимально задействовать интуицию и творческое мышление. А затем масштабные цели превратить в целенаправленные действия.

Таким образом, понимание того, что нужно изменить, а также прописанный план действий, запускают позитивный сценарий жизни. Устойчивая «белая полоса» жизни обеспечивается каждодневными достижениями, большими и малыми, которые обязательно будут.

Не забывайте праздновать маленькие и большие победы! Себя и мир очень важно благодарить.

Желаю вам написать свой позитивный сценарий и жить в устойчивой «белой полосе»!

С чего начать, если вы твердо решили переписать сценарий своей жизни ‒ то есть изменить свой взгляд на прошлое и с большей уверенностью смотреть в будущее? 4 практические рекомендации.

1. ГЛАВЫ ЖИЗНИ

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Моменты взлета…

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

…и падения

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотный момент

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты в сценарии жизни могут затронуть разные стороны жизни – отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? где все происходило?

…сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

+1

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. Опять-таки будьте реалистичны.

4. ГЛАВНАЯ ТЕМА

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Когда жизнь протекает так, как нам вовсе не по вкусу, одним из способов расставить все на более привлекательные места являются кардинальные изменения мировоззрения. Он подразумевает обязательное переосмысление прошлого и настоящего, от которых порой стоит просто отказаться, и начать все с чистого листа. Всем нам свойственно волноваться о том, что нас ждет в будущем: мы откладываем деньги на “черный день”, поступаем в университет, приступаем к работе в компаниях, в которых гарантируют карьерный рост. Мы даже действуем на уровне подсознания и инстинктов, выбирая партнера.

Жизнь — это книга

Существует большое количество теорий о том, как выглядит наш жизненный путь. Мы же предлагаем вам такой, который станет для вас помощником в процессе изменения своего будущего и переосмысления себя, свои и принципов. Как это отражается в почти любой книге, вашу жизнь тоже можно представить набором рассказов или частей одного большого целого. Попробуйте разделить свое прошлое по какому-то определенному принципу на главы: по возрасту (детство, школьные и студенческие годы, юношество), по тому, как вы ощущаете себя (грустный, обеспокоенный, счастливый), или относительно значимых событий: свадьба, смерть близкого, поступление в университет и других. Представьте все это на листе бумаги, рисуя и описывая каждый из периодов.

Ключевые события

Каждую из частей вашей жизни можно охарактеризовать каким-то событием. На данном этапе, стоит быть предельно честными с самими собой и выбирать то, что с вами действительно происходило. Это упражнение не только поможет вам более четко понять ваш уж пройденный путь, но и даст вам характеристику как человеку, профессионалу и вашей роли в обществе. Для этого подробно опишите то, как на вас повлияло ключевое событие вашей жизни или только ее части, как вы ощущали себя и окружающий мир, какие мысли появились у вас в голове. Мы подготовили для вас возможные варианты того, от чего можно отталкиваться:

  • жизнь состоит из хороших и плохих вещей. Мы можем стремиться улучшить ее, но она всегда будет представлять из себя совокупность взлетов и падений. Важно помнить и те моменты, когда вы чувствовали себя счастливыми, и другие, оставившие в вашей душе из-за их болезненности и грусти. Попробуйте описать их по следующему алгоритму: что это было за событие, почему оно произошло, кто принимал в нем участие, по какой причине вы были радостны\расстроены, что оно повлекло за собой.
  • так как сейчас вы выбрали для себя изменить жизнь, вспомните те события, которые способствовали этому в прошлом. Это поможет вам ощутить тот способ и подход, какой вы должны использовать на данный момент.
  • мы не могли не упомянуть те события, которые оставили большой отпечаток на все наше существование, но при этом отнести их к любой вышеупомянутой группе довольно сложно. Так можно сформировать новую главу важных и значимых , о которых вы стараетесь не забывать и не представляете себя, если бы они с вами не произошли.

Что в будущем?

Дело осталось за малым: решить для себя, каким вы хотите видеть свое будущее. Для упрощения претворения вашего плана в жизнь опишите как позитивный, так и негативный вариант развития событий. Ответьте на вопросы о том, кем вам нужно быть, чтобы добиться чего-либо, что представляет для вас опасность и чему стоит научиться.

Как и у любой книги, ваша жизнь должна иметь название. Определитесь для себя, каким одним словом или фразой можно охарактеризовать ваше существование. Можно отталкиваться и от того, что с вами происходит наиболее часто, и относительно вашего взгляда на это. Помните, что ваше отношение к вещам и определяет их роль и характер. А вместе с ними и всю жизнь.

mob_info