Хадисы о семье и браке. Изучаем хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Здесь предлагаются фрагменты самого популярного сборника суннитских хадисов, признанного наиболее авторитетным - "Аль-Джами ас-Сахих" (по публикации в ж."Наука и Религия"). Перевод В.М. Нирша. Название сборника можно перевести как "Истинное собрание". Его составил знаменитый имам аль-Бухари более тысячи лет назад (родился в 810 году в Бухаре; умер в селении Хартанк близ Самарканда в 870 году). Это имя высоко почитается в мире Ислама. В поисках хадисов имам путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, повстречав, по его собственным словам, более тысячи мухаддисов (авторитетных собирателей хадисов). Вернувшись в Бухару, аль-Бухари продолжал собирать хадисы. "Ас-Сахих" он составлял в течение шестнадцати лет. За это время он тщательно изучил не менее шестисот тысяч хадисов, из которых отобрал для своей книги всего 7563.

1. Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: "Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому достается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к миру этому обретет его, а если он устремится к какой-нибудь женщине, то женится на ней, и каждый придет к тому, что было предметом его устремлений".
2. Пророк сказал: "Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: "Читай!" - и я в третий раз сказал ему в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: "Читай!" Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший..."
3. Сообщают, что Джабир б. Абдаллах аль-Ансари, рассказывавший о периоде откровений, передал в своем рассказе следующее: "Сказал пророк: "Однажды, находясь в пути, я вдруг услышал голос с неба. Посмотрев наверх, я увидел восседавшего на троне между небом и землей ангела, который являлся мне на горе Хира. Я испугался его, вернулся домой и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" - и тогда Аллах Всевышний ниспослал такие слова: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды свои очисти! И скверны беги!" И после этого жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться одно за другим".
4. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк сказал: "Вера есть то, что включает в себя более шестидесяти различных частей, одна из которых - стыд".
5. Передают со слов Анаса, что пророк сказал: "Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе".
6. Передают, что Абу Зарр сказал: "Как-то, ругая одного человека, я стал стыдить его из-за его матери. Услышав мои слова, пророк сказал мне:"О Абу Зарр, неужели ты позорил этого человека только из-за его матери? Поистине, ты - человек, в котором сохранились остатки джахилийи. Ведь некоторые из ваших братьев по вере могут быть и вашими рабами, когда Аллах делает их подвластными вам, но если человек даже владеет братом своим, то пусть он кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам! Не поручайте таким людям непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!"
7. Передают, что Абу Бакр сказал:"Посланник Аллаха сказал: "Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад". Я спросил: "О посланник Аллаха, этот - убийца, но почему же и убитый окажется в аду?" Он ответил: "Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища!"
8. Передал Абу Хурайра, что пророк сказал: "Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чем-либо, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания; если ему доверяются в чем-то, то он предает".
9. Абдаллах б. Масуд передал, что пророк сказал: "Поношение мусульманина мусульманином есть отклонение от заповедей религии, а сражение их друг с другом - почти безбожие".
10. Убада б. ас-Самит сообщил, что однажды посланник Аллаха вышел из своего дома, чтобы поведать о ночи могущества, но услышав, что два мусульманина ругают друг друга, сказал: "Поистине, я вышел из дома, чтобы поведать вам о ночи могущества, но эти двое начали перебранку, и то, что было, исчезло..."
11. Абу Хурайра передавал, что однажды, когда пророк находился среди людей, к нему подошел какой-то человек и спросил: "Что такое вера?" Пророк ответил: "Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха и в его ангелов, во встречу с Ним и в посланников Его, и чтобы верил ты в воскрешение из мертвых". Человек спросил: "А что такое ислам?" Пророк ответил: "Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся лишь Аллаху."
12. Абдаллах б. Амр б. аль-Ас передавал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах отбирает у людей знание, просто лишая его своих рабов, но Он Отбирает знание у людей, забирая к себе знающих, а когда Он не оставит в живых ни одного обладающего знанием, люди изберут для себя Невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!"
13. Передают, что Абу Хурайра сказал: "Из слов посланника Аллаха я запомнил столько, что будь все это записано, оно могло бы наполнить целых два сосуда. Что касается содержимого одного из них, то я передал его людям, а если бы я передал содержимое и второго, то мою глотку непременно перерезали бы."
14. Ибн Умар передал, что пророк сказал: "Творите молитву в своих домах и не уподобляйте их могилам!"
15. Абу Муса передавал, что пророк сказал: "Поистине, в отношениях между собой правоверные должны быть подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга",- и сказав это, он переплел пальцы своих рук.
16. Передают, что Абдаллах б. Масуд сказал: "Однажды я спросил пророка: "Какое из дел Аллах любит больше всего?" Он ответил: "Молитву, совершенную в установленное для нее время". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Любовь к родителям". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Священную войну на пути Аллаха".

Хадисы от Аль-Къудсийя

1.а-д. Хадисы достоверные. Привел Аль-Бухари.
а) О, сын Адама! Смерть - это дверь, и все люди войдут в нее. О, сын Адама! Смерть - это дорога, и каждый человек пройдет по ней.
б) О, сын Адама! Ты довольствуешься этим миром: его жарой, холодом, жаждой, голой, тревожной и печальной жизнью, оставляя загробную жизнь с его радостями, почетом и благами. Как неприбыльна такая торговля.
в) О, сын Адама! Даже если Я дал бы тебе все богатства этого мира, то и тогда ты пожелал бы еще столько же, и не насытился бы твой живот, кроме как землей.
г) О, сын Адама! Если соберутся от первых до последних, из числа джиннов и людей, живые и мертвые заполнив пространство от (Арша) до Земли, чтобы произрастить из земли хотя бы одно зернышко, плод, или создать листочек (дерева), или растение, или низвести каплю воды с неба, то вы не сможете этого, кроме как (Сами Мы) по Нашей милости к вам. Сказал Всевышний Аллах: "Ваше имущество - Мое имущество. Рай - Мой дом. Нищие - Мои иждивенцы смилуйся над своим слабым телом до того, как ты встретишь Меня".
д) О, сын Адама! Сделай твое сердце соответствующим твоему языку, а язык твой соответствующим деяниям своим, а деяния твои благими и чистыми пред Всевышним Аллахом, ибо, поистине, сердце лицемера противоречит его языку, а язык его противоречит его деяниям, а деяния его не чисты пред Всевышним Аллахом...
2. Рай находится у ног вашей матери.
3. Аллах говорит: О сын Адама, не забывай о смерти, ибо смерть тебя не забудет.
4. Вера – есть отказ от всякого насилия.
5. Пусть ни какой мусульманин не поддержит насилия.
6. Ключ к Раю – это свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха.
7. Украшайте свой дом намазом.
8. Любители вы своего Создателя? Если да, то любите прежде всего людей, своих собратьев.
9. Лучший из вас тот, кто лучше всех обходится с женою своей.
10. Милосердие не свойственно только тем, кто отправится в Ад.
11. Даже малейшее выражение почтения к Родителям соединяет вас с Богом.
12. Из разрешенных законных деяний, самое ненавистное Аллаху расторжение супружества.
13. Тот, кто жаждет знаний – их познает, познавший же их, - побоится грешить.
14. Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день либо говорит правду, либо молчит.
15. Нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудности.
16. Нельзя ни причинять зло, ни возмещать злом.
17. Доверяй доверяющим тебе, и не обмани обманывающих тебя.
18. Говорите истину, если даже она горька и приятна для людей.
19. Ад скрыт за наслаждениями, а Рай за трудом и лишениями.

Хадисы от Муслима

1. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "(Эта) ближняя жизнь – тюрьма верующему и рай неверному".
2. От Абу Хурайры. Посланник Аллаха сказал: "Знал бы верующий, каково у Аллаха наказание, не жаждал бы никто Рая Его. Знал бы неверный, каково у Аллаха милосердие, не терял бы никто надежду на Его Рай".
3. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Воистину, Аллах не смотрит на вашу плоть и обличье, однако Он смотрит на ваши сердца и деяния".
4. От Му‘авии. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Поистине, коль будешь следить за недостатками людей, сиим себя же и погубишь".
5. От Джарира ибн Абдуллаха. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Тот, кто лишен (способности) быть мягким, лишен всякого добра".
6. От Абдуллаха ибн Мас‘уда. Пророк сказал: "Не войдет в Рай тот, в сердце у которого гордыня весом хотя бы с пылинку". На что один из присутствующих сказал: "Ведь человек любит, чтобы у него была красивая одежда и красивая обувь". На что Пророк ответил: "Аллах красив и любит красоту. Гордыня же – надменность перед истиной и пренебрежение людьми".
7. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не сообщить ли вам то, сделав которое, вы полюбите друг друга? Разнесите между собой салям (пожелание мира)".
8. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Сильный не тот, кто силен в единоборстве, но тот сильный, кто владеет собой в гневе".
9. От Абу Хурайры. Один человек сказал Посланнику Аллаха: "Кто из людей более достоин быть моим лучшим другом?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твой отец".
10. От Абу Са‘ида. Сказал Посланник Аллаха: "Лучший джихад – сказать слово истины перед правителем, творящим несправедливость".
11. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Богатство не в изобилии мирских благ, однако богатство – это богатство души".
12. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Для вас достойнее, дабы вы не презирали (не считали малой) Милость Божью, что вам дана".
13. От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда. Посланник Аллаха спал на циновке. Когда же он встал, на его боку остался след от нее. Мы сказали: "О Посланник Аллаха! Не принести ли нам тебе мягкую подстилку?" Он сказал: "Какое дело мне до этой жизни? Я в этой жизни подобен лишь всаднику, который нашел тень под деревом, и затем ушел, покинув его".
14. От Джабира. Посланник Аллаха сказал: "Если мусульманин посадил саженец, съеденное от него будет для него милостыней. И украденное с него (другими) будет для него милостыней. И что съел от него зверь, тоже будет для него милостыней. И то, что съели птицы, будет ему милостыней. И кто бы ни поранил его саженец, – будет для него милостыней".
15. От Абу Зарра Аль-Гъифария. Пророк привел такие слова от своего Господа, Свят Он и Велик: "О рабы Мои! Воистину, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной для вас, так не поступайте же несправедливо между собой. О рабы Мои! Все вы – заблудшие, кроме тех, кого Я повел прямым путем. Ищите же Моего руководства, и Я наставлю вас. О рабы Мои! Все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил. Просите же у Меня пропитания, и Я пропитаю вас. О рабы Мои! Все вы наги, кроме тех, кого Я одел. Просите же у Меня покрова, и Я дам вам покров. О рабы Мои! Вы грешите и ночью, и днем, Я же прощаю грехи полностью. Просите же у Меня прощения, и Я прощу вам. О рабы Мои! Вам не постичь вреда во Мне, дабы навредить Мне, и Вам не постичь пользы во мне, дабы принести Мне пользу. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же богобоязненны, как сердце самого богобоязненного из вас, это не прибавит ничего к владениям Моим. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же порочны, как сердце самого порочного из вас, это не убавит ничего из Моих владений. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, соберутся в одном обширном месте и попросят Меня, и Я дам каждому то, что он просил, это убавит из того, что у Меня, лишь настолько, насколько убавляет кончик иглы при его погружении в море. О рабы Мои! Поистине, Я исчислю для вас лишь только ваши дела и воздам вам за них сполна. Так пусть же тот, кто обретет благое, возблагодарит и восхвалит Аллаха, Свят Он и Велик, а кто обретет иное, пусть винит только самого себя".

Хадисы Ан-Навави

1. Со слов Абу Хурайры ‘Абдуррахмана ибн Сахра передано: "Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило лишь только множество вопросов их и разногласий их со своими пророками". (Бухари и Муслим - здесь и далее приведены те, кто собрал хадис)
2. Cо слов Абу Аль-"Аббаса "Абдуллаха ибн "Аббаса передано: "Однажды я был позади Пророка, и он сказал мне: "О юноша! Поистине я научу тебя словам: Храни (мысль) об Аллахе, и Он будет хранить тебя; храни (мысль) об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой; коль просишь, то проси у Аллаха; коль ищешь помощи, то ищи помощи у Аллаха; и знай, что ежели соберется (весь) род людской, дабы сделать что-нибудь полезное тебе, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и ежели они соберутся, дабы сделать что-нибудь вредное тебе, они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом, – перья подняты и свитки высохли". (Тирмизи)
3. Со слов Уабисы ибн Ма’бада передано: "Пророк сказал: "Ты пришел спросить о праведности?" Я сказал: "Да". Он сказал: "Обратись к своему сердцу, (ибо) праведность есть то, в чем находит покой душа, и в чем находит покой сердце, а грех есть то, что вплетается в твою душу и трепещет в груди, даже если люди выкажут и скажут тебе (что это правильно)". (Ахмад и Ад-Дарими)
4. Со слов Абу Са"лябы Аль-Хушанни Джурсума ибн Нашира передано, что Посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) обязанностей, так не расторгайте же их, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (их), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!" (Даракутни)
5. Со слов ‘Абдуллаха ибн "Умара передано: (Однажды) Посланник Аллаха взял меня за плечо и сказал: "Будь в этом мире подобен чужеземцу или путнику". (Человек, передавший этот хадис, поведал о том, что) Ибн "Умар часто говорил: "Коль доживешь до вечера, то не жди утра, а коль доживешь до утра, то не жди вечера, и запасайся у своего здоровья (тем, что пригодится) для твоей болезни, а у своей жизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти" (Бухари)
6. Со слов Анаса передано: Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Сказал Аллах Всевышний: О сын Адама! Поистине, сколько бы ты ни взывал ко Мне и ни просил Меня, Я прощу тебе то, что было за тобой, и не обращу на это внимания. О сын Адама! Пусть твои грехи достигнут голубизны небес, и после ты попросишь у Меня прощения – Я прощу тебе. О сын Адама! Поистине, даже если б ты пришел ко Мне с грехами величиной с землю и встретил Меня, не приобщая ко Мне ничего и никого, – Я дал бы тебе прощение такой же величины" (Тирмизи)

Представляем вашему вниманию короткие хадисы, полные жизненной мудрости для каждого из нас.

1. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Религия – это искренность, доброе наставление (насыха). Сподвижники спросили: «В отношении кого?». Пророк (мир ему) сказал: «В отношении Аллаха и Его Книги, Его посланника, руководителей мусульман и простого народа» (Муслим).

2. «Ислам - есть высочайшая мораль» (Канз аль-Уммаль).

3. «Тот, кто не милосерден по отношению к другим созданиям, не увидит милосердие Аллаха» (Муслим, Тирмизи).

4. «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения (от веры)» (Бухари, Муслим).

5. «Если ты не чувствуешь стыда, делай, что хочешь» (Бухари, Абу Дауд).

6. «Тот, кто открывает дорогу к богоугодному делу, подобен тому, кто совершил это благое деяние» (Тирмизи).

7. «Верующего не ужалят дважды из (одной и той же) норы» (Верующий не совершает одной и той же ошибки два раза). (Бухари, Муслим).

8. «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям» (Тирмизи).

9. «Избегайте домысла, истинно, домысел – худшее из лжи. И не подслушивайте, и не любопытствуйте, и не соперничайте, и не завидуйте, и не враждуйте, и не оборачивайтесь спиной друг к другу. И будьте, рабы Аллаха, братьями» (Тирмизи).

10. «Вера включает в себя более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/», а наименьшим - устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость - (одно из) ответвлений веры» (Бухари, Муслим).

11. «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана» (Муслим, Абу Дауд).

12. «Глаза двоих в Судный день не увидят Огня: глаза, плакавшие из страха перед Аллахом и глаза того, кто был стражником на пути Аллаха» (Тирмизи).

13. «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя» (Ибн Маджа).

14. «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» (Бухари, Муслим).

15. «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» (Бухари, Муслим).

16. «Никто из вас не войдет в Рай, если у него нет веры, и ни у кого из вас нет истинной веры, пока вы не полюбите друг друга» (Муслим, Тирмизи).

17. «Настоящий мусульманин - тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (Тирмизи, Насаи).

18. «Не ненавидьте друг друга, не завидуйте друг другу и не отворачивайтесь друг от друга, но будьте рабами Аллаха братьями! И не разрешается муслиму продолжать разрыв отношений со своим братом свыше трех (дней)!» (Бухари).

19. «Будьте честными, потому что честность приводит к праведности, а праведность приводит к Раю. Остерегайтесь неправды, потому что она приводит к безнравственности, а безнравственность приводит к Аду» (Бухари).

20. «Не спорь со своим братом, не насмехайся над ним и не давай ему обещаний, которые ты не выполнишь» (Тирмизи).

Ислам - одна из самых таинственных религий на нашей планете. Она состоит из целого ряда писаных и неписаных законов, которых каждый мусульманин придерживается с завидной точностью и верностью. Среди них есть известные каждому хадисы пророка Мухаммеда - краткие повести о его жизненном пути. Они могут быть приукрашены, где-то видоизменены, однако весьма достоверны. О том, что же в них такого интересного, и как они влияют на жизнь мусульман, читайте ниже.

Определение термина

Итак, хадисы пророка Мухаммеда - это записанные на бумаге важные события из жизни этого религиозного деятеля, основателя ислама. Каждый мусульманин обязан знать их, почитать и принимать за основу для становления своего мировоззрения и мировоззрения своих потомков. Считается, что Мухаммед составлял эти записи специально для того, чтобы в дальнейшем его народ мог основываться на приобретенном им жизненном опыте. Сегодня по степени важности данные исторические сводки стоят на втором месте после Корана - книги, которая считается самой священной в религии ислам. Хадисы пророка Мухаммеда также считаются автобиографией. Особое внимание им уделялось на заре появления самого ислама, а ныне они часто пересказываются в семьях и мечетях как легенды. Считается также, что, изучая эти тексты, можно постичь все таинства этой восточной религии.

Природа зарождения слова

Рассматривая вопрос с точки зрения этимологии, становится сразу понятно, что хадисы пророка Мухаммеда - это в прямом смысле рассказы о том, что случилось. Люди, знающие арабский язык, легко проведут аналогию между «хадис» и «хадса», что звучит на русском как «рассказывать что-либо», «ведать», «передавать». Таким образом, получается, что каждая из повестей, которая относится к данному разряду, является не основным законом религии, а традицией. Ранее эта традиция передавалась из уст в уста, однако позже стала записываться на бумаге. Заметим, что все эти обычаи исламского народа, которые так сформировались, приобрели свой совершенный внешний вид не сразу. В течение трех столетий после смерти Великого Пророка в восточном обществе была масса дискуссий на этот счет, и все записи формировались как бы скачками.

География традиции

Религиозная судьба всех тех народов, которые ныне являются мусульманскими, была определена еще задолго до официального зарождения присущей им сегодня религии. Ближний Восток, некоторые государства Средней Азии и с незапамятованных времен считались одним целым культурным регионом, где чтились идентичные боги, возводились практически одинаковые культы и устанавливались схожие традиции. В 632 г. н.э. (дата кончины Мухаммеда) религия лишь приобрела официальный статус и письменное подтверждение. Также в седьмом веке по всем вышеупомянутым регионам стало распространяться влияние Корана, который лично в руки, от Аллаха, получил пророк. Следом за Священной книгой сперва в устной, а потом и в письменной форме до народа доходят хадисы пророка Мухаммеда, которые становятся подкреплением обычаев и веры. Тут стоит отметить, что каждый отдельный народ по-своему трактовал данные строки. Также для различных держав большую или меньшую ценность имеют далеко не одни и те же хадисы из всех существующих.

Классификация

Исследователи, сопоставляя общепринятые исторические сводки и данные письменные документы, сумели разделить последние на три основные категории. Таким образом, мы имеем достоверные хадисы пророка Мухаммеда, хорошие и слабые. Данные статусы имеют большое значение, если они используются в юрисдикции, в истории или в других учениях. Если же упомянуть хадис требуется для проведения моральной беседы или для установки определенной моральной ценности в обществе, то подобная щепетильность становится излишней.

О жизни в браке

Сегодня все мы привыкли к тому, что в мусульманском мире отношение к женскому полу крайне унизительно. На самом же деле философия Востока куда более тонкая, чем нам, европейским людям, это может показаться. Ярким примером тому служат хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые он составил в течение своей жизни. Вот некоторые из них: «Когда сам трапезничаешь, раздели трапезу с супругою своею, когда покупаешь одежды и прочие вещи для себя - то же самое сделай и для нее! Не бей её по лицу, не сквернословь в ее сторону, и когда поссоритесь - не оставляй ее наедине с собою»; «Когда жена у мужа праведная, ее сравнить можно с золотой короной, что красуется на голове у царя, искрится и сияет на сотни метров. Если же жена у праведного мужа характерна грешностью, она сравнима лишь с тяжелой ношей, что висит за спиной у старого человека». Данные слова дают нам возможность понять, что отношение к женам у мусульман в корне иное, однако это вовсе не означает, что оно хуже.

О главной родительнице

Как и многие другие народы, несмотря на свой патриархальный социальный устав, исламисты в большом почете держат матерей. Подтверждением тому являются хадисы пророка Мухаммеда о женщинах, которые стали или готовятся стать матерями. Такие строки, как «Все женщины, которые вынашивают ребенка, рожают его и благосклонно относятся ко всем детям, своим и чужим, обязательно пападут в Рай» или же «Коли ищите Рай для себя - ищите его под материнскими ногами» являются основной всей философии ислама. К своим родительницам с почетом относятся на протяжении всей жизни. Традиции, составленные Мухаммедом, гласят о том, что о матерях нужно постоянно заботиться, уважать их и никогда не забывать.

Вечный двигатель веры

Одной из основ ислама является пятикратный намаз, которого строго придерживается каждый мусульманин. Проявляется он в виде молитвы, которую необходимо повторять в каждый из пяти дней для того, чтобы слиться воедино с Всевышним, достичь состояния духовного счастья. Эта сакральная философия, конечно же, нашла свое отражение в традициях восточных народов. В течение 7 века были составлены хадисы пророка Мухаммеда о намазе, и сегодня они учат нас почитать Аллаха и приносить ему в жертву свое самое дорогое сокровище - время и разум. Вот, что сулит Всевышний тому, кто будет верен ему: «Каждый, кто тщательно совершает омовения, после чего отправляется на прочтение обязательного намаза и совершает его по имаму, получает прощение одного своего греха».

Жизненные наставления

Особой ценностью в мусульманском мире считаются хадисы пророка Мухаммеда о жизни. Пересказывать их тексты мы не будем, так как это может занять несчетное количество времени. В целом можно сказать, что данные легенды и рассказы таят в себе максимальное количество тех догм, на которых основался сам ислам. Они учат справедливости, праведности, мудрости. Многие из них являются точными описаниями определенных ситуаций, которые происходили в жизни пророка. Принято полагать, что, основываясь на его жизненном опыте, каждый мусульманин должен проводить аналогии в свою жизнь, поступая идентично всеобщему наставнику. Самое главное в каждом тексте то, что человек должен любить и почитать Аллаха. И если на Земле мусульмане будут верны его законам, то после смерти попадут в райское место.

О загробных мирах

Аналогичными всем предыдущим в исламе являются хадисы пророка Мухаммеда о смерти. Читая и изучая их, невозможно не заметить некоторых сходств с нашим православием, однако разница между ними также велика. Во-первых, стоит сказать, что хадисы проповедуют ценить и почитать Аллаха потому, что он каждому, кто был ему верен, дарует вечную и красивую жизнь после смерти. Рассказы утверждают, что земной путь человека - лишь временное пристанище, потому цепляться за различные блага материального мира нет смысла. Также подобно православию, в исламе есть только один Бог - Аллах, и только ему может поклоняться мусульманин. Характерной чертой хадисов, которые ведают нам о смерти и о ее приходе, также является неразрывность рассказа. Догмы, которые выносятся на первый план, находятся на фоне событий, которые рассказывают опять-таки об определенных событиях жизненного пути пророка Мухаммеда.

Заключение

Исламский мир, в отличие от нашего привычного православного или же католического, характеризуется куда более строгими правилами соблюдения не только официальных законов, но и традиций, религиозных учений. Неотъемлемой частью тут являются и хадисы, которые учат каждого человека, ставшего мусульманином, добросовестно и в соответствии со всеми догмами придерживаться своей веры. Эти исторические тексты в полной мере раскрывают нам суть ислама, дают возможность понять, как появилась на свет эта религия, как люди, находящиеся в ее рамках, ее воспринимают, и как стоит относиться ко всем этим правилам человеку постороннему.

Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры гласит:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)

В 80 аяте этой же суры сказано:

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

В суре «Собрание» говорится следующее:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании» (59:7)

Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне - обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

1. Сунна муаккада

Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение в Священный месяц Рамазан.

2. Сунна гайри муаккада

Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

3. Сунна заваид

Место хадисов в исламе

Основной единицей сунны является хадис. Хадис - это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

Хадис состоит из двух составляющих: санад - цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн - текст самого хадиса.

По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

1. Достоверные хадисы (сахих)

Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

б) абсолютная точность при передаче хадиса;

В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

2. Хорошие хадисы (хасан)

Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

3. Слабые хадисы (мадруд)

Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

(да благословит его Аллах и приветствует)

о семье и о обращении с женщинами

«Поистине, среди верующих самая совершенная вера у того, кто самый благонравный и самый добрый к свой семье». // хадис от Аиши // Тирмизи

«Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлён, пусть поддерживает связи с родственниками» . // хадис от Анас бин Малика // Сахих аль-Бухари

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз». // хадис от Сальмана ибн ‘Амира // Тирмизи

«Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям». // хадис от Аль Мугиры // Сахих аль-Бухари и Муслим

«Один человек спросил Пророка, кто из его ближайших родственников имеет самые большие права на него. Пророк ответил: твоя мама. Человек спросил: а кто еще? Пророк ответил: твоя мама. И вновь человек спросил: а кто потом? И вновь Пророк ответил: твоя мама. Но кто все-таки потом, спросил человек. И лишь на четвертый раз, Пророк ответил: а вот теперь, твой отец». // хадис от Абу Хурейра // Бухари и Муслим

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай». // хадис от Абу Хурейра // Сахих аль-Бухари

«Повелевайте своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их за ослушание в этом, когда им исполнится десять лет». // хадис от Амра ибн Шу‘айба // Абу Дауд

«Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет проигнорировать прегрешения своих родственников, простить им и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере». // хадис от Ибн Умара // Бухари

«Лучший средь вас – тот, кто лучший (по отношению) к своей семье». // хадис от Аиши // Тирмизи

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай». // хадис от Жубайр бин Мутим

И часто повторял: « Лучший из вас тот, кто наилучшим образом обходится со своими женщинами, лучший из вас тот, кто наилучший из вас в отношении к его семье, и я лучший из вас в отношении своей семьи». Приводит Имам Ахмад и Тирмизи, хадис достоверный.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине наивеличайшие дела по вознаграждению, это расходование на свою семью».

И он говорил: «Всегда обходитесь с женщинами по-хорошему». Приводит Имам Муслим.

Однажды, путешествуя, пророк Мухаммад () увидел нескольких женщин, ехавших на верблюде. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причин’яла женщинам большие неудобства. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал ему:»Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее!»-

Передаётся от ал-Асвада: Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах). Чем занимался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находясь дома? Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть». Приводит Имам Бухари в Сахихе.

А когда его спрашивали: «Кто из людей, заслуживает наибольшей заботы?» Он отвечал: «Твоя мать». А затем кто? Он отвечал: «Твоя мать». А затем кто? Он повторял: «Твоя мать» . А затем? Он говорил: «Твой отец». Приводят Имам Бухари и Муслим.

Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Он сам зашивал свою одежду, чинил свою обувь, и выполнял любую всю работу по дому». Шейх Албани назвал этот хадис достоверным в книге «Сахих Джами`» номер 4937.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не считал за стыд, и всегда готов был пойти и выполнить просьбу вдовы, или любой другой бедной женщины.

mob_info