Старт в науке. Макроэкономика российской федерации Эффективность производства как ключевая проблема

Макроэкономическими показателями, позволяющими оценивать состояние экономической конъюнктуры и перспективы экономического развития страны, признают экономические индикаторы и индексы.

Экономические индикаторы - это макроэкономические показатели, публикуемые в форме отчетов правительства или независимых организаций и отражающие состояние национальной экономики.

Они публикуются в определенное время и предоставляют рынку информацию о том, улучшилось ли или ухудшилось состояние экономики. Среди основных экономических индикаторов можно выделить следующие: показатель ВВП, уровень инфляции, размер золотовалютных резервов, ставка рефинансирования, размер государственного долга, состояние платежного баланса, уровень безработицы, а также ряд денежных индикаторов.

Помимо индикаторов в макроэкономике используются различные экономические индексы , как правило, рассчитываемые независимыми организациями и институтами. Это, например, индексы: производственной активности, настроения потребителей, уверенности бизнеса, а также всевозможные индексы экономических ожиданий и т.д.

В зависимости от последовательности проявления в ходе экономического цикла экономические индикаторы делят на опережающие, совпадающие и запаздывающие.

Сложный индекс опережающих индикаторов спроектирован так, что он охватывает все основные сферы и показатели деловой активности: занятость, производство и доходы, потребление, торговлю, инвестиции, запасы, цены, деньги и кредит. Он сформирован на идее, что главной мотивирующей силой в экономике выступает ожидание будущих прибылей. В ожидании роста прибылей компании расширяют производство товаров и услуг, инвестиции в новое оборудование; а когда предвидится спад доходов, эта активность снижается.

Сложный индекс индикаторов совпадения состоит из четырех рядов, в которых учитываются занятость, личный доход, промышленное производство и реализация продукции. Индикаторы совпадения группируются по трем категориям: занятость, производство и доход, потребление.

Сложный индекс запаздывающих индикаторов используется для подтверждения того, что пик или низшая точка экономического цикла уже пройдены. Он состоит из семи рядов; в них учитываются занятость, товарно-материальные запасы, прибыльность, состояние финансового рынка. За исключением ряда, отражающего занятость, который является антициклическим, эти индикаторы прямо следуют за экономическими тенденциями, с небольшим отставанием. Если за очевидным пиком индикаторов совпадения не следует соответствующий пик запаздывающих индикаторов, то поворотные точки цикла деловой активности не будут установлены.

В России регулярно публикуются некоторые из перечисленных индексов. Они позволяют отечественным предпринимателям и населению лучше адаптироваться к изменению экономической конъюнктуры. Росстат с учетом опыта стран ОЭСР осуществляет регулярную публикацию специальной рубрики «Опережающие индикаторы» 1 . В их состав входят 12 рядов данных, оцениваемых ежемесячно.

В качестве примера приведем табл. 2.3, где собраны ключевые макроэкономические показатели, характеризующие отечественную экономику за прошедшие шесть лет.

Таблица 23

Динамика основных макроэкономических показателей РФ

Показатель

ВВП, в текущих ценах, млрд руб.

Уровень безработицы населения, %

Темп инфляции, %

Среднедушевые доходы населения по Российской Федерации, руб/мес.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

Величина прожиточного минимума, руб/мес.

1 Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/leading_indicators

Как видно из таблицы, наиболее неблагоприятным за этот период стал 2015 г., когда на фоне значительного падения объема реального ВВП одновременно выросла численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время Российская экономика вынуждена претерпевать спад, этому виной множественные внешние и внутренние факторы и причины, пагубно влияющие на все сферы общественного строя. Обвал рубля, инфляция, высокий уровень безработицы и низкий уровень поступления денежных средств в государственный бюджет - все это создает угрозу для роста и устойчивости экономики Российской Федерации.

Макроэкономика России к началу 2017 года характеризовалась развитием негативных тенденций, способных повлечь за собой кризис. Причины не только экономические, но и политико-географические. Резкий настрой ряда европейских стран, в том числе США, Украины и Турции привел к ужесточению санкций против России. Некая ограниченность к международным финансовым, земельным и денежно-кредитным ресурсам привела к негативному развитию потребительского спроса и климата в стране, что вызвало так же и отток капитала из государства, а так же увеличение инфляции. Падение цен на нефть и ухудшение внешнеэкономических и внешнеполитических отношений привели к макроэкономической нестабильности.

Макроэкономические проблемы занимают важное место в вопросе рассмотрения современного состояние экономики России. Целью политической экономики страны является улучшение уровня жизни всего населения, но в качестве препятствующих факторов выступают различные проблемы, в том числе и внутриэкономические. Характеристика этих проблем, поиск источников и способов решения, анализ множества сфер общественной жизни и устройства государства, рассмотрение теорий и государственных вопросов являются основными задачами макроэкономики как науки.

Эффективность производства как ключевая проблема

Проблема эффективности производства появляется естественно и вполне предсказуемо, поскольку каждый производитель стремится увеличить свой доход от продажи продукции при минимальном использовании ресурсов и прочих затрат. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность не поддерживается государством и осуществляется под полной ответственностью предпринимателя, поскольку в случае неэффективности бизнеса он претерпит убыток, в этом заключается главная проблема эффективности производства. Эффективность производства выражается в достижения целей.

Способы повышения эффективности производственной и хозяйственной деятельности - это совокупность мероприятий по увеличению роста эффективности производств.

    Повышение качества продукции;

    Использование новой техники;

    Техническая реконструкция;

    Развитие нового механизма хозяйства.

Эти факторы оказывают заметное влияние на результат работы организаций, следует учитывать их при планировании, оценке, стимулировании деятельности трудовых коллективов и при экономическом анализе.

При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производственного процесса по основным направлениям развития и совершенствования производства.

Важнейшим условием создания целостного и эффективного хозяйственного и производственного механизма, адаптации организаций и предприятий к условиям регулируемого рынка является дальнейшая разработка теоретических и методических аспектов. Поэтому возникает необходимость конкретизировать направления действий и использование основных внешневнутренних факторов повышения эффективности.

Для достижения высокой эффективности производства в условиях рыночной экономики необходимо, в первую очередь, создать правильную организацию производства, в которой должно учитываться соотношение между полученными результатами производства, затратами труда и средствами производства.

Эффективность производства напрямую зависит от того как его организовали. Правильная организация производственного процесса является залогом эффективной работы, она направлена на:

    Создание высокой производительности трудовых коллективов;

    Выпуск качественного продукта;

    Рациональное использование ограниченных ресурсов;

    Развития организационной культуры и личности в процессе работы.

Эффективность производства во многом зависит от экономических, материальных и земельных ресурсов, но Российская Федерация на протяжении длительного промежутка времени остается одной из самых ресурсо-потребляющих стран мира. Так, к примеру, Россия потребляет больше газа, чем все европейские страны вместе взятые, но уровень ВВП этих стран превосходит уровень ВВП России в десятки раз.

Сейчас в России начинает зарождаться новая ветвь приватизации государственного имущества, но концепция так и не появилась. Поэтому проводить новую ветвь правительству нужно будет на основе тщательно проверенной и обоснованной концепции и учесть результаты приватизации.

Приоритетные задачи России

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации - это документы стратегического планирования, разрабатываемые в целях планирования на федеральном уровне.

Главные задачи экономики России состоят в определении среднесрочной перспективы и приоритетов для осуществления целей правительства РФ.

Основные направления деятельности разрабатываются с перспективой на 6 лет с учетом:

    Послания Президента РФ Федеральному собранию;

    Стратегии социального и экономического развития РФ;

    Стратегии безопасности РФ;

    Прогнозам экономического развития.

Основные направления деятельности устанавливают ключевые направления, которые помогут сформировать новую модель экономики.

Ключевые приоритеты развития экономики:

    Обеспечение стабильности.

Оптимизация бюджетных расходов, построенная на формирования бюджета, исключающего секвестр производительных статей.

    Повышение конкурентоспособности.

В 2016 - 2018 гг. упор будет сделан на применение правовых итогов реализованных мероприятий и реализации новых мероприятий в соответствии с лучшими концепциями развития бизнеса.

Реализация нового налогового законодательства, включая понижение ставок налоговой нагрузки на новые предприятия и начинающих индивидуальных предпринимателей.

Новые санкции против России положили начало повышению конкурентоспособности внутри страны, поддержанию промышленного производства и импортозамещению, что привело к снижению зависимости от поступающих извне товаров.

    Повышение качества и доступности социальных услуг.

Развивается практика финансирования услуг в социальной сфере, в том числе стимулирование деятельности по выполнению государственных заказов и закупок для нужд государства, поддержка таких предприятий и юридических лиц.

    Обеспечение регионального развития.

Толчок к ускоренному развитию получили территории субъектов Российской Федерации, для которых Правительство Российской Федерации создало специальный режим, позволяющий эффективно развивать предпринимательскую деятельность.

    Повышение качества государственного управления.

В результате внедрения системы государственного стратегического управления будут определены:

    Принципы;

    Приоритеты;

    Цели развития страны;

    Соотнесены между собой приоритеты отраслевого и регионального развития;

    Осуществлена комплексная увязка развития системы расселения;

    Обоснован состав регионов России и запущен процесс подготовки их стратегий.

В настоящее время разрабатывается проект направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что хоть для современного общества уровень развития экономики в Российской Федерации на очень низком уровне, темпы его развития с каждым годом растут все стремительнее, что обещает положительные прогнозы на ближайшие несколько лет. Для развития промышленности и производственной сферы стоит делать упор на сферу образования, поскольку без квалифицированных специалистов невозможна эффективная и стабильная работа производств, а так же правильное использование высокотехнологичного оборудования.

Сфера образования, в свою очередь, имеет ряд собственных проблем и этапов их решения, но наиболее весомым вопросом в данной сфере является низкий уровень заработной платы учителей и стипендий для студентов. До тех пор, пока качество образования не повысится, и государство не будет обеспечивать для выпускников ВУЗов достаточное количество рабочих мест, Российская Федерация не сможет снизить натиск негативных факторов внешней и внутренней среды.

Стоит учитывать планирование Правительства Российской Федерации на долгосрочные периоды, и, анализируя цели и способы их достижения, предполагать, что в скором времени макроэкономическая обстановка в стране улучшится.

Список литературы:

    Полтавченко А.А., Литвинюк Т.А. «Макроэкономические проблемы Российской экономики», «Экономика и современный менеджмент: теория и практика». Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2015.

    С.С. Носова. «Современные макроэкономические проблемы России», учеб. пособие // КНОРУС, 2010.

    Угланов П.Н. «Сущность экономической эффективности производства» // Вестник Тамбовского университета. 2011. №3. С. 65-70.

    Вечканов Г.С «Экономическая теория» // Учебник для ВУЗов, 2017.

О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли - масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.

Среди основных достаточно выделить следующие важнейшие макроэкономические показатели:

  • объём и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),
  • объём потребления,
  • масштабы накопления,
  • валовые инвестиции,
  • государственные расходы и доходы,
  • размеры экспорта и импорта,
  • индексы цен,
  • денежная масса (денежные агрегаты),
  • ставка процента (ставка рефинансирования),
  • курс национальной валюты
  • сальдо платёжного баланса.
Источники:

Макроэкономические показатели РФ (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015
ВВП 104,3 104,3 103,4 101,3 100,6 96,3
Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9
Индекс промышленного производства 108,2 104,7 102,6 100,3 101,7 96,6
Индекс обрабатывающих производств 111,8 106,5 104,1 100,1 102,1 94,6
Индекс производства продукции сельского хозяйства 88,7 122,1 95,3 106,2 103,7 103,0
Инвестиции в основной капитал 106 106,2 106,7 99,7 97,5 91,6
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» 103,5 105,1 102,4 98,5 95,5 93,0
Ввод в действие жилых домов 97,6 106,6 104,7 105,6 114,9 99,5
Реальные располагаемые денежные доходы населения 105,1 100,8 104,2 103,3 99,0 96,0
Реальная заработная плата 105,2 103,5 107,8 105,2 101,3 90,5
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, руб. 20952 23532 26690 29940 32600 33925
Оборот розничной торговли 106,3 107,2 105,9 103,9 102,5 90,0
Объем платных услуг населению 101,5 102,9 103,5 102,1 101,3 97,9
Уровень безработицы к экономически активному населению (в среднем за период) 7,5 6,6 5,7 5,5 5,2 5,6
Экспорт товаров, млрд. долл. США 400,4 521,4 530,7 521,6 493,6 339,6
Импорт товаров, млрд. долл. США 248,7 323,3 335,4 344,3 308,0 194,0
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 78,2 109,3 110,5 107,9 97,6 51,2

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2012 год

Росстат опубликовал первую оценку ВВП за 2012 год. Объем ВВП России за 2012 г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 62356,9 млрд. рублей. Прирост по сравнению с 2011 годом замедлился и составил 3,4% против 4,3% в 2011 году.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2013 год

В целом в 2013 году динамика экономического роста резко замедлилась. По предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012 году. Со стороны производства это замедление, прежде всего, было связано с динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты. Со стороны использования ВВП замедление роста было обеспечено динамикой потребительской активности населения и динамикой накопления основного капитала.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2014 год

Макроэкономическая ситуация в 2014 году характеризуется постепенным ослаблением динамики развития.

Потребительская модель поведения домашних хозяйств к концу года складывалась под влиянием внешнеторговых ограничений и девальвации национальной валюты. Население скупало импортные товары, создавая ажиотаж на рынке. В конце года наблюдался бум продаж на рынке товаров длительного пользования, особенно бытовой и компьютерной техники.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2015 год

ВВП страны в 2015 году оказался в области отрицательных значений, снизившись по сравнению с 2014 годом на 3,7%. Вместе с тем в декабре отмечается остановка спада с устранением сезонности. Продолжается сокращение потребительского и инвестиционного спроса.

Одной из основных задач современной макроэкономической политики России является удвоение ВВП. Решение задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требует качественного изменения общего курса страны. Ускоренный рост российской экономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслям экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями макроэкономической структуры экономики, а с другой - основными тенденциями научно -технического прогресса. По производству ВВП на душу населения Россия отстает от развитых стран мира: в 5 раз от США, в 3 - Испании, в 2 - Чехии и Кореи и находится на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2010 г. выйдет по данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи и превзойдет современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия. Проведенные исследования показывают, что задача удвоения ВВП предъявляет высокие требования к ускорению роста основных отраслей реального сектора экономики, в особенности таких как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и другие. Необходимо существенное изменение в структуре производства и внешнеэкономических связей России. Все это вряд ли возможно без принципиального повышения активной роли государства в экономике. Только целенаправленная политика государства, опираясь на новую социально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурные сдвиги. Во внешнеэкономической политике следует обратить внимание на активизацию политики России в отношении со странами СНГ. В институциональной политике необходимы меры, обеспечивающие расширение государственного сектора экономики. Следует решить вопрос о национализации естественных монополий, национализации крупных предприятий, виноватых в неуплате налогов, задержке заработной платы, а также предприятий, владельцы которых не сумели обеспечить эффективное использование приватизированных средств производства.

Другой немаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2005году составил 112,7% против 110,9% в 2004 г. и 112% в 2003 г. нынешнюю инфляцию в России определяют:

  • · Опережающий рост цен производителей на базовые товары и продукцию сельского хозяйства в 2003 - 2004 гг.;
  • · «рост инфляционных ожиданий со стороны населения вследствие превышения целевых показателей инфляции в 2004 г., особенно по товарам первой необходимости, отчасти, подогреваемый СМИ»;
  • · сохранение высоких цен на нефть и ряд других товаров в 2005 г. (и в связи с этим приток валюты в страну);
  • · протекционистские меры по отношению к продукции сельского хозяйства (сохранение режима пошлин и квот на те товары на которые существует дефицит предложения);
  • · рост непроцентных расходов федерального бюджета, связанный с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих, пенсий.

Правительство и ЦБ РФ немного исказили истинную причину инфляции.

Действительно из-за резкого увеличения объемов продаж энергоносителей количество денег, поступающих в экономику, стремительно увеличивается. Но это - мировая коньюктура, которая не зависит от действий правительства. Основная причина инфляции, главный фактор ее устойчивости - это рост цен производителей - 118,2% в 2005 г. (в 2004 г. - 122,2%), в первую очередь естественных, отраслевых и локальных монополий, а не монетарные факторы. Основной вклад в увеличение инфляции внесли отрасли связанные с добычей полезных ископаемых - 156%. В топливно-энергетическом цены выросли на 57,4%, нефть подорожала на 67,8%. В то время как цены в обрабатывающей промышленности возросли всего на 7,7%. Правительство заверяет, что увеличение зарплат, пенсий, социальных выплат подстегивает инфляцию. Простое следствие - сдерживать доходы населения на прежнем уровне или сократить. По данным Росстата, темпы роста располагаемых денежных доходов снизилось с 120% в 2000 г. до 108,8% в 2005 г.при этом правительство продолжает делать радужные прогнозы. Глава Минфина еще раз подтвердил, что в планах на 3 года - довести инфляцию до 4-5%. Поскольку признаков уменьшения инфляции не наблюдается, то можно предположить что в 2006 г. она будет расти. Инфляция составляет в 2006 г. - 12%. Сегодня правительство делает многое, но реально темпы инфляции не снижаются.

Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения. Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ. Основными задачами программы по борьбе с безработицей являются:

  • · обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест.
  • · Развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы
  • · формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы
  • · создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения
  • · предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы
  • · развитие системы общественных работ.

В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы. В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости. Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

mob_info