Лучшие беседы о дне космонавтики. Беседа на тему «День космонавтики. Дидактическая игра "Семейка слов"

Воспитатель первой квалификационной категории Жукова Т. Б. МБДОУ детский сад №27 "Березка" общеразвивающего вида ЩМР МО

Цель занятия:

  • Расширять и углублять знания детей о космосе.
  • Продолжать знакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики и героями космоса.
  • Учить детей гордиться тем, что первый космонавт-Гагарин Ю. А.- был российским человеком.
  • Закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы.
  • Воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос и за людей, прославивших Россию.
  • Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств как настойчивость, бесстрашие, которые помогают стать знаменитым человеком.
  • Продолжать учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.
  • Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, организованность в спортивных играх, а также умение работать в команде, согласовывать свои действия.

Обогащение словаря:

Космонавтика, астронавт, Солнечная система, названия планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Орбитальная станция, орбита, телескоп, атмосфера, невесомость.

Оборудование:

Зал украшен звездами, портретами Ю. А. Гагарина,

В. Терешковой, С. П. Королева, К. Циолковского, рисунки ракеты «Восток» , Солнечной системы, планеты Земля. Столы для игр, 4 корзины, воздушные шары 20 шт., 2 ракетки, ласты 2пары, 2 ложки, 4 тарелочки, цветные камешки 20 шт., крутящийся шар, фишки для жюри, эмблемы команд, шейные платки для команд двух цветов, детали космической ракеты, 2 схемы построения ракет, карточки с буквами, конверты, 2 магнитные доски, песочные часы.

Предварительная работа:

Беседы о космонавтах, солнечной системе, планетах. Рассматривание иллюстраций о космосе. Чтение «Звездолетчики» из повести В. П. Бороздина, «Дорога в космос» из повести Ю. А. Гагарина. Лото, домино о космосе, просмотр DVD фильмов «Путешествие на марс» , «Тайна третьей планеты» , «Что говорят звёзды» . Рисование и лепка на тему «Космос» , аппликация «Инопланетянин» , изготовление совместно с родителями поделок на тему «Космическое путешествие» . Участие в конкурсе «Большое космическое путешествие» в МБДОУ «ЦРР-д/с «Ласточка» Звездный городок. На занятие пригласили космонавта-испытателя Артемьева О.Г., с которым велась переписка, во время пребывания его в космосе.

Видео сопровождение:

Презентации «Наша удивительная планета» , «Космическое путешествие» ,

показ слайдов «Как живут на МКС» .

Музыкальное сопровождение:

  • «Притяжение Земли» слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова.
  • Космическая музыка в исполнении группы «Спэйс» .
  • «Наш веселый экипаж» музыка Ю.Чичков, слова К.Ибряев, П.Синявский.
  • «Большой хоровод» муз. Б.Савельева, сл. Л. Рубальской.
  • Музыкальные заставки для игр.

Ход занятия:

В зале полумрак, на экране появляется видео «Наша удивительная планета» . Звучит песня «Притяжение Земли» слова

Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова. Выходят дети, на груди у них эмблемы с названиями команд, повязаны платочки. Дети выполняют музыкальные перестроения. По окончании музыки, выстраиваются полукругом.

1 ребенок:

Много веков земляне мечтали,
Покорить небесные дали,
Словно птицы летать и ветер,
И умчаться к звездам в ракете.

2 ребенок:

И вот пришел 20 век.
Осуществил мечту человек.
Весь мир облетела весть:
Первый человек в космосе есть!

3 ребенок:

Человек в космосе!
Человек в космосе!
Эта весть летела над планетой!
Человек в космосе!

Человек в космосе!
Как же долго мечтали все об этом!

4 ребенок:

Его к небу стремилась душа,
А улыбка, под стать небосводу,
Уж, настолько была хороша,
Что пришлась всем по вкусу народам.

5 ребенок:

Он был первый, а значит герой,
Покорив внеземное пространство,
Дом родной положил на ладонь,
Разглядев всё в деталях убранство.

6 ребенок:

Ликовала, гудела страна:
- Возвратился с орбиты Гагарин!
А повсюду сияла весна...
Целый мир был ему благодарен.

7 ребенок:

Гагарину слава, почет!
Ликует весь наш народ.
С той поры прошло полвека.
И теперь не остановить человека.

8 ребенок:

Космические станции работают по полгода.
И на орбите побывало уже много народа.
И ученые, и туристы.
Прогресс идет очень быстро.

Ведущая:

Вот и наши мечтают дети,
Умчаться к звездам в ракете.
И пусть мы пока только играем,
Но сегодня в космосе тоже побываем.

Дети под музыку садятся на стулья.

Ведущая:

Ребята! Мы с вами собрались в этом зале, который сегодня так необычно и празднично украшен. Знаете ли вы, какой праздник скоро будет отмечать наша страна? Правильно, День космонавтики!

А что такое космонавтика? (Космонавтика - это наука о космических полётах.)

А что такое космос? (Это всё пространство за пределами Земли.)

Космос – это безграничное пространство, исследовать которое человек будет до тех пор, пока живёт сам на этой Земле, пока не иссякнет вся его любознательность и любопытство.

Наверное, нет на Земле ни одного человека, который бы хоть раз не любовался звездами. Загадочный мир звёзд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Космос всегда был интересен людям, а сколько тайн, загадок он содержит для людей! Ведь так хочется знать, например, есть ли жизнь на какой-нибудь другой планете? И как выглядят её обитатели? А также хотелось посмотреть, как выглядит наша планета Земля с большой высоты. Сначала люди изобрели самолеты и вертолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли.

Как она называется, ребята, кто подскажет? (Атмосфера) . Правильно. Но на самолетах нельзя было долететь до других планет. Как вы думаете, почему? (На Земле существует сила притяжения, которую они не могут преодолеть.) Люди не остановились на достигнутом. Их манил космос. И стали они мечтать о том, чтобы изобрести такую машину, которая домчала бы их до других планет. Вспомните, кто же придумал ракетный двигатель? (Это был конструктор Сергей Павлович Королев.) О том, чтобы полететь к другим планетам, думали люди многих стран. Но, именно в нашей стране впервые человек полетел в Космос.

А кто был этим человеком, которого помнит весь мир? (ответ детей) .

Да, верно: это был наш пилот Юрий Алексеевич Гагарин. Все люди планеты знают этот день - день, когда отправился в космос первый человек. И мы гордимся тем, что именно этот день, этот праздник открыла наша страна-Россия! 108 минут, проведенных первым космонавтом в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

Постигая Космос, человечеству есть чем гордиться. Кто же назовет эти великие достижения землян?

Предполагаемые ответы детей:

Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт планеты Земля. Выход человека в космическое пространство. Им был русский космонавт Алексей Леонов. Запуск искусственных спутников Земли. Американские астронавты осуществили полет и совершили посадку на Луну.

Запустили на земную орбиту самый мощный телескоп Хаббл, который позволяет делать ученым новые открытия, получать изображения глубокого космоса. Запуск на орбиту орбитального комплекса, на который прилетают и подолгу работают космонавты. Летательные аппараты достигли планеты Марс. Марсоход успел сделать немало открытий, расширив наши знания и представления о Красной планете. Готовится полет людей на Марс.

Ведущая:

Да, ребята, и этот список достижений постоянно пополняется новыми открытиями. Давайте окунемся в этот удивительный и загадочный мир.

Показ презентации «Космическое путешествие» .

Ведущая:

Ребята, вам понравился фильм? А вы хотели бы стать отрядом юных космонавтов? Ну что же!

Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться!

На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки!

Внимание! Юные космонавты: равняйсь - смирно! К первой космической тренировке – преступить!

Физминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

Молодцы! Вольно!

Что же это за профессия такая – космонавт, каких она требует качеств от человека? Какой человек может стать космонавтом?

(Сильный, смелый, ловкий, мужественный, решительный, настойчивый, умный, любознательный.) Все верно, ребята! Когда человек обладает такими качествами характера, тогда его будут уважать и любить. Быть космонавтом - это почетно, конечно же трудно, но и очень интересно! Я хочу вас познакомить с космонавтом-испытателем, который недавно вернулся с орбитального корабля, именно ему в космос мы с вами писали письмо и отсылали фотографии выставки наших космических поделок. Знакомьтесь, это - Олег Артемьев.

Приглашаем космонавта в центр зала. Мальчики готовят для него стул и столик. Девочки вручают ему цветы.

Олег Артемьев:

Добрый день, ребята!

(Рассказ про невесомость, космическую еду, про выход в открытый космос, сопровождая показом слайдов.)

Ведущая:

Олег Германович, мы много с ребятами узнали про космос, но у них есть еще вопросы, которые они хотели бы Вам задать. Ребята, у вас есть такая возможность получить ответы на то, что вас больше всего заинтересовало. Задавайте вопросы, пожалуйста!

Дети задают вопросы космонавту. Он, в ходе беседы, также задает вопросы детям.

Олег Артемьев:

Вы действительно молодцы, много уже знаете о Космосе, и я думаю, что вас можно зачислить в школу юных космонавтов.

Ведущая:

Ну, тогда я приглашаю вас, ребята, в школу космонавтов. А Вас, Олег Германович, приглашаем в жюри оценивать сегодняшние испытания.

Здесь сегодня будут соревноваться в силе, ловкости, быстроте, смелости два космических отряда. Встречайте!

Звучит фоновая музыка, дети выходят в центр зала. Исполняют песню «Наш веселый экипаж» музыка Ю.Чичкова, слова К.Ибряева, П.Синявского.

1. Как на поле космодрома выбегаем мы во двор,

Принимаемся за дело дружно.
Из качелей возле дома нужно сделать тренажёр,
К невесомости привыкнуть нужно.
Припев: Если в космос мы хотим, значит скоро полетим.

самым дружным будет наш,

наш весёлый экипаж!

2. Если нет у нас скафандра, чтоб отправиться в полёт,
Смастерить его мы сами сможем.
Нам стекло от старой фары для скафандра подойдёт,
и картонная коробка - тоже.

3. Мы салатом из печенья, винегретом из конфет
Вместо пасты начинили тюбик.
И, конечно, приглашенье на космический обед
Самым первым получил наш Тузик.

4. Чем же мы не космонавты, если каждому из нас
Даже снится орбитальный комплекс?
И согласны мы хоть завтра, хоть сегодня, хоть сейчас
Прокатиться на ракете в космос.

Ведущая: Капитаны, представьте свои команды.

Космический отряд «Комета» .

Девиз: У «Кометы» есть девиз – никогда не падать вниз!»

Космический отряд «Ракета» .

Девиз: «Мы команда «Ракета» долетим к любым планетам!»

Оценивать сегодняшние испытания в школе космонавтов будет жюри. (Представление жюри, которое занимает свои места.)

За каждое правильно выполненное задание, команда получит фишку, у кого их будет больше – та команда побеждает.

Теперь внимание!

Капитаны, подойдите ко мне и возьмите конверты со стола.

1 задание.

В конвертах карточки с буквами.

Команды должны будут выложить названия своих кораблей, пока в песочных часах течёт песок. Начинаем обратный отсчёт!

Вывод: Космонавт должен быть «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, ГРАМОТНЫЙ»

2 задание:

Напомните мне, как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость.)

Наш конкурс называется «Невесомость» . Игроки каждой команды получают воздушный шарик. Его нужно провести от старта до финиша, придавая ему ускорение одной рукой и стараясь, чтобы он не коснулся пола.

Начинаем обратный отсчёт!

Пять, четыре, три, два, один – пуск!

Вывод: Космонавт должен быть БЫСТРЫЙ, ЛОВКИЙ

Игра «Хвастунишки» .

Ребята, а теперь я проверю вашу сообразительность. Иногда люди любят все преувеличивать, и их называют хвастунишки.

Давайте поиграем в игру «Хвастунишки» .

Однажды инопланетянин прилетел на Землю и стал хвастаться своей планетой:

Наша планета самая красивая.
Дети: А наша ещё красивее.
- У нас моря самые глубокие.
Дети: - А у нас ещё глубже.

Наши горы самые высокие.
Дети: - А наши – выше.
- Наши реки чистые.
Дети: - А наши – чище.

Наш хлеб вкусный.
Дети: - А наш – вкуснее.
-Наши яблоки сладкие.
Дети: - А наши – слаще.

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень сильно любите свою планету!

3 задание:

Перед тем, как запустить в космос ракету, ученые проектируют и составляют схемы космических кораблей, а инженеры-конструкторы по чертежам их собирают. Этот конкурс называется «Конструкторское бюро» . Вам будет выдана схема-план постройки ракеты. Каждый игрок берет на старте по одной детали и строит ракету, четко придерживаясь схемы. Начинаем обратный отсчёт!

Пять, четыре, три, два, один – пуск!

Вывод: Космонавт должен УМЕТЬ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ, БЫТЬ СООБРАЗИТЕЛЬНЫМ

4 задание:

А вы хотели бы увидеть другие планеты?

Но чтобы отправиться в путешествие на планеты, надо знать условия, которые нас ждут на их поверхности. В следующем конкурсе мы проверим, что вы знаете о планетах.

Сколько планет в Солнечной системе?

Чем планеты отличаются от звезд?

Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)

Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)

Какую планету называют «голубой» ? (Земля)

Какую планету называют «красной» ? (Марс)

Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

Какую планету окружают кольца? (Сатурн)

Какая планета вращается, лежа на боку? (Уран)

Кто назовет восьмую планету от Солнца? (Нептун)

5 задание:

Готовясь к полету в космос, космонавт проходит школу выживания в сложных, непредвиденных ситуациях. Он должен уметь делать все, даже неожиданное. Наш следующий конкурс называется «Шевели ластами» ! Игрок должен одеть ласты, добежать до финиша, преодолевая препятствия, снять их, передать следующему игроку.

Начинаем обратный отсчёт!

Пять, четыре, три, два, один – пуск!

Вывод: Космонавт должен быть ВЫНОСЛИВЫМ, ГОТОВЫМ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ.

Ведущий:

Наши соревнования подошли к концу. Просим жюри оценить сегодняшние испытания.

Слово предоставляется жюри. По итогам соревнования - должна победить дружба.

Ведущая:

Ребята, давайте встанем в большой круг и посмотрим, что у меня в руках (ответы детей) . Да, вы правы. Это глобус, модель нашей планеты. Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. На Земле живут люди, животные, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о природе. Видите, какая красивая наша планета. Её ещё называют «голубой» планетой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Правильно, на Земле много воды. Чтобы такая красота не погибла, надо бережно относиться к ней.

Ребенок:

«Есть одна планета – сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,
Ведь другой похожей - нету!»

Ведущий:

Ребята, давайте пожелаем нашей Планете всего самого хорошего!

(Звучит музыкальная композиция М. Дунаевского «Ветер перемен» . Дети, держа глобус, высказывают пожелания. Глобус передаётся по кругу.)

Ребенок:

Свою планету, Землю, берегите!
Любите ее и цените.
Защищайте ее, охраняйте,
Никому в обиду не давайте!

Дети исполняют песню «Большой хоровод»

(муз. Б.Савельева, сл. Л. Рубальской)

1. Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.

Припев: Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.

2. Мы хотим кувыркаться
В зелёной траве
И смотреть, как плывут
Облака в синеве,

И в прохладную речку
Нырять в летний зной,
И в ладошки ловить
Теплый дождик грибной.

3. Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,
Пропала беда.
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.

Олег Артемьев: Вы показали себя смелыми, сильными и дружными ребятами. Таким был 1-ый космонавт. Я уверен, когда вы станете взрослыми, кто-нибудь из вас окажется в отряде космонавтов.

За ваши старания, всем участникам вручаются удостоверения «Космонавтом стать готов» и памятные ленточки с космической символикой. (Вручение памятных подарков.)

Желаю вам всегда оставаться такими жизнерадостными, быть любознательными, хорошо учиться в школе и в будущем стать хорошими людьми.

Ведущая:

Время промчалось так незаметно,
И расставаться с друзьями пора.
Все в нашей жизни так быстротечно,
Успейте прожить вашу жизнь не зря!

Мечтайте, творите, играйте, дружите,
Пусть дали безбрежные всех вас манят.
Мир бесконечен, и не изучен,
Много открытий ждет наших ребят!

Дети и космонавт делают памятную фотографию.

Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.

Задачи:

  • Закрепить знания о планетах солнечной системы.
  • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы.
  • Закреплять навык составления простых и сложных предложений.
  • Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.

Оборудование:

  • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
  • Глобус.
  • Мнемотаблицы.

Предварительная работа :

  • Беседы на тему «Космос»
  • Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
  • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе
  • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель:

Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.

Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).

А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).

А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)

Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)

Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина - космонавт)

А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).

А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Дети: Планеты.

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Дети: Полетим.

Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).

Через люк мы заходим на борт корабля.

Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».

Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»

Физкультминутка (под музыку)

Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).

Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).

Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).

Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).

Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

А пока мы летим, я загадаю вам загадки

Загадки о космосе

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…(Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…(Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…(Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…(Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу — серпом. (Луна)

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!

Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).

И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?

В: Мы с планеты Земля.

И: Значит, вы земляки?

Дети: Земляки - это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы - земляне.

И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда - моя планета сойдет с орбиты.

А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.

А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!

И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.

В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.

Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?

Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

В: А на твоей планете нет воздуха - планета безвоздушная.

Нет воды - безводная.

Нет людей - безжизненная.

Нет радости - безрадостная.

И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.

В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).

Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»

Наш корабль летит к земле.

Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.

Рассказ о Солнце с помощью символов.

Звезда или планета?(звезда)

По размерубольшое или маленькое? (большое)

По форме круглое или квадратное? (круглое)

По освещенностияркоеили тусклое? (яркое)

По температуре горячее или холодное? (горячее)

По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.

Массаж для снятия напряжения глаз

Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)

Что мы видим? (Землю - нашу любимую планету)

Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).

Планета Земля - наш общий дом.

Расскажем вам сейчас о нем!

И вновь нам пригодится

«Помощница - таблица»!

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

«Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждет она в тревоге,

Чтоб мы ее спасли.

Она для всех на свете -

Единственная мама,

А мы родные дети

У матери Земли.

Пускай над вашим краем,

Пускай над нашим краем

Цветут, не увядая,

Весенние сады.

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем,

И защитим, как маму,

От горя и беды!

Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.

Конспект занятия по ознакомлению с космосом в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ»

Цели: уточнять представления о космосе и космонавтике; дать детям представление о спутнике Земли – Луне; развивать стремление к познанию нового; обогащать словарный запас развивать конструкторские способности и моделирование; развивать творческое мышление и воображение.

Оборудование и материалы: иллюстрации – звездное небо, Луна, люди на Луне, луноход; палочки Кюизенера; геометрическая Лего-мозаика.

Детям предлагается отправиться в космическое путешествие. Для этого они объединяются в команды и выбирают названия своих команд. Ребята узнают о том, куда именно они отправляются, когда отгадают загадку:
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
(Луна)
Чтобы полететь, надо хорошо подготовиться: нужно построить спецтранспорт и сконструировать специальное снаряжение. Каждая команда выполняет одно задание. Право выбора его имеет та команда, которая получит больше жетонов за правильные ответы на вопросы о космосе.
Вопросы:
1. Когда отмечается день космонавтики? (12 апреля)
2. Первые животные, благополучно вернувшиеся из космического полета? (Собаки – Белка и Стрелка)
3. Первый космонавт планеты? (Гагарин)
4. Вокруг какой планеты облетел Юрий Гагарин? (Вокруг Земли)
5. Первый космонавт, вышедший в открытый космос? (Леонов)
6. Первая женщина-космонавт? (Терешкова)
7. Как выглядит еда космонавтов?
8. Самая близкая к солнцу планета? (Меркурий)
9. Какая по счету от Солнца планета Земля? (Третья)
10. Какая самая удаленная планета от Солнца? (Плутон)
11. Небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг солнца? (Астероид)
12. Небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. При приближении к Солнцу, у него образуется светящийся хвост? (Комета)
13. Явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц? (Метеоры или падающие звезды)
14. На каком пути ни один человек не бывал? (На млечном пути)
15. Из какого ковша не пьют, не едят. А только на него глядят? (Созвездие - Большая Медведица)

Задания для команд:
1. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Выкладывание ракеты из палочек Кюизенера.
2. Как называется костюм космонавтов? (Скафандр)
Выкладывание костюма космонавта из Лего-мозаики.

Каждый участник конструирует одно изображение по выбору команды: ракету или скафандр.
Возможны другие варианты.
После выполнения заданий обе команды отправляются на Луну.
Физминутка (полет на Луну)
КОСМОНАВТ
В небе ясном солнце светит.
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперед,
руки разводятся в стороны.)

Дети оказываются на Луне. Что сделали мы, космонавты, совершив посадку на Луне? (Прилунились)

На магнитной доске прикреплены иллюстрации с изображениями Луны.

Беседа с детьми на Луне
Луна – верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе.
Какую форму имеет Луна? (Форму шара)
Луна по размеру больше или меньше Земли? – Луна меньше Земли в 4 раза.
Почему маленькая (по космическим меркам Луна кажется нам больше звезд и планет?
Так происходит оттого, что Луна находится ближе к Земле.
Поверхность Луны холодная и темная. Луна не светится сама, она как зеркало лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.
На каменистой поверхности Луны много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами.
Кратеры появляются тогда, когда на Луну из космоса падают огромные и ледяные метеориты.
На Земле таких кратеров очень мало.
Как вы думаете, почему?
Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают или расплавляются. А у нашей соседки Луны атмосферы нет.
Днем температура достигает +120 градусов, ночью – мороз – 170 градусов.
Воды на Луне тоже нет. Поэтому Луна совсем безжизненна. Ведь и растениям, и животным необходимы воздух, вода и тепло.
Луна вращается вокруг … (Земли) и вместе с Землей – вокруг … (Солнца).
Луна всегда повернута к Земле одним и тем же полушарием. Противоположную сторону Луны мы не можем увидеть с Земли!
Как вы думаете, Луна и месяц – это одно и тоже небесное тело или разные тела?
Правильно! Одно и то же. Но каждую ночь Луна выглядит по-другому. То она похожа на тонкую сережку, лежащую на темно-синем фоне, совсем как в загадке: «Золотая сережка лежит на синей рогожке», то – на ломтик дыни, то – на золотой рожок. Полная луна похожа на круглый блин.
Отчего же Луна каждую ночь выглядит по-разному?
Вы уже знаете, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Мы видим Луну потому, что ее освещают солнечные лучи.
Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю ее поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы наблюдаем в ночных небесах и называем ее месяцем.
Луна всегда интересовала и притягивала людей. Ученым хотелось разгадать лунные загадки. Поэтому на луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на ней есть горы, а также низменности, которые называют «морями». Но в лунных «морях» нет ни капли воды!
Побывали на Луне и люди. Всего на Луне побывало 12 астронавтов в составе шести экипажей. Они доставили на Землю для изучения более 300 килограммов лунной породы. В последних экспедициях астронавты передвигались по Луне на четырехколесных электромобилях. «Аполлон-17» стал последним пилотируемым земным кораблем, совершившим посадку на Луне.

Физминутка (возвращение на Землю)
РАКЕТА
Раз, два – стоит ракета.
(Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре – самолет.
(Руки в стороны.)
Раз, два – хлопок в ладоши,
(Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет.
(Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре –
(Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире.
(Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре
(Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили.
(Шагаем на месте.)

Вопросы к детям по возвращении на Землю:
1. Какая планета является спутником Земли?
2. Какую форму имеет Луна?
3. Во сколько раз Луна меньше Земли?
4. Как выглядит лунная поверхность?
5. Есть ли на Луне атмосфера?
6. Есть ли в лунных «морях» вода?
7. Как называется неполная Луна?

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим (старшая группа)

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурного подразделения «Детский сад «Росинка».

Тема: «Беседа о космосе»

Задачи: Закрепить представление детей о космосе, планетах нашей вселенной. Развивать внимание, наблюдательность. Активизировать словарь детей: созвездия, вселенная, Солнечная система, название планет. Воспитывать интерес и любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта звездного неба; портреты космонавтов, пособие «Космос».

Ход: 1) Загадка В поздней час, когда темно,

В небе сахара полно.

Что за сахар светится там,

В гостях у месяца? (Звезды) Карта звездного неба.

Посмотрите сколько звезд на небе. Можно их сосчитать? Почему?

Что же это такое звезды? (Планеты).

– Самая большая планета – это Солнце (картинка)

Оно очень большое, и всех согревает, почему- потому что там постоянно происходят взрывы и поэтому от них тепло.

– Вокруг Солнца вращаются еще планеты, кто знает какие? (Картина)

Стих По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз- Меркурий, Пять- Юпитер,

Два- Венера, Шесть- Сатурн,

Три- Земля, Семь- Уран,

Четыре- Марс,

За ним – Нептун, он восьмой идет по счету,

А за ним уже, потом и девятая планета под названием Плутон

. – А все это называется - Солнечная система.

– Как же называется наша планета? (Земля) (Картина) .

– Ее еще называют –Голубой планетой, почему?

– Во всей Солнечной системе на нашей только планете живут люди, есть жизнь.

– На что она похожа? (на шар).

– Как вы думаете, а как называется место, где находятся не только планеты, но и кометы, луна? (Космос).

2) – Ребята, какой сейчас идет месяц? (апрель) .

– Какой скоро в апреле праздник? (день космонавтики).

– Почему его так называют?

Много лет назад впервые наш человек побывал в космосе.

– Как его зовут? (Ю.А.Гагарин)- Портрет

– Сейчас многие космонавты побывали в космосе, даже женщины. (Портреты)

– А до человека кто был первым в космосе?(Белка и Стрелка, обезьяны) Картины.

– На чем же летают в космос, на каком транспорте? (на ракете) Картина.

– А еще в космосе находятся космические станции, спутники. (Картина).

Стих Он вокруг Земли летает.

И сигналы подает.

Корабли в морях спасает,

И погоду узнает.

– Куда еще летали наши космонавты, на каких планетах были?

– Они изучали жизнь, почву, окружающую среду с помощью Лунохода, Марсахода. (Картина)

Физминутка Один, два- стоит ракета,

Три, четыре- самолет.

Один, два –хлопки в ладоши,

А потом на каждый счет.

Один, два, три, четыре, пять-

Руки выше, плечи шире.

Один, два, три, четыре, пять

И на месте поскакать!

3) -А кто из вас хотел бы стать космонавтом, почему?

– Чтобы вы делали в космосе?

– А хотелось бы полететь на другую планету, чтобы вы там делали?

Если бы встретили жителей другой планеты, чтобы вы сказали?

Игра: "Отгадай загадку"

Тоя блюдо, то- рожок,

Ты узнал меня, дружок? (Луна).

Эта красная планета,

В космосе летает где-то.

Мы пошлем туда ракету,

Чтоб самим увидеть это (Марс) .

–Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть- чуть голубоват.

А порой такой красивый

Кружевной и синий- синий. (Небо).

– Зеркальцем взмахну-

Побежит по окну.

И в прыпрыжку по стене,

Возвращается ко мне. (Солнечный зайчик).

Итог: -Как нужно относиться к нашей планете?

– Что нужно делать, чтобы она была еще красивее?

Стих Есть одна планета- сад.

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая,перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут,

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планете-

Ведь другой, похожей нету!

День космонавтики

Эвристическая беседа- занятие для детей подготовительной группы

Цель. Познакомить детей с историей развития космонавтики. Вызвать интерес к космосу и истории покорения космоса. Развивать представление о том, что в покорение и развитии космонавтики вложен труд и силы многих людей. Воспитывать интерес к людям, которыми гордится наша страна, любовь к Родине.

Материалы и оборудование: строительный материал, мультимедийный проектор, обручи

Предварительная работа: чтение книг научно- познавательной тематики, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми

Ход занятия.

Дети проходят в зал, становятся полукругом.

Воспитатель: Какую памятную дату будет отмечать весь мир 12 апреля? Правильно День космонавтики. В этот день 50 лет назад впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг нашей планеты-Земли на космическом корабле «Восток». А вы хотите узнать, как люди смогли покорить космос. А для этого, что нужно нам сделать (стать космонавтами, сделать ракету).

Давайте сначала сделаем ракету- из строительного материала 2 ребенка строят ракету по полученным схемам

Воспитатель: Хорошо, ракета у нас есть, а теперь превращаемся в космонавтов и летим на нашей ракете на космическую экскурсию. И сегодня мы узнаем как человек смог добраться до звезд.

Под музыку дети садятся на стулья. Включается видеоряд презентации.

Воспитатель: И вот мы с вами в космосе. Мы видим вокруг нас множество звезд, вокруг которых вращаются планеты, планеты объединены в галактики. И это все можно увидеть из космического корабля.

А когда – то, очень, очень давно, люди каждую ночь смотрели на небо, видели звездное небо, в ясные ночи они видели Луну. Постепенно все звезды получили названия, давайте вспомним некоторые из них: Большая и Малая медведица, Лира, Водолей, Лебедь и многие другие. И всегда людям хотелось узнать, что же находится еще в небе кроме звезд. И вот, когда был изобретен телескоп, ученые смогли рассмотреть в ночном небе, не только Луну, но и узнали что вокруг нашей звезды Солнца, вращаются еще 9 планет, которые объединены в Солнечную систему. Постепенно телескопы стали более мощными, и ученые узнали, что кроме планет нашей звездной системы есть другие звездные системы, которые объединены в галактики. И тогда человек захотел увидеть все своими глазами. А давайте подумаем как? И с помощью чего? Первым, кто стал думать о том, как человеку добраться до космоса стал К.Э.Циолковский. Он задумал сконструировать такой аппарат, который бы смог долететь до какой- ни будь планеты. Он проводил расчеты, делал чертежи, и придумал такой летательный аппарат. К сожалению у него не было возможности его построить. Но о своей мечте он рассказал в своих книгах.

Через много лет русские ученые под руководством конструктора С.П. Королева изготовили первый спутник. Они установили на нем приборы и запустили в космос. Этот спутник стал первым искусственным спутником нашей планеты. Сначала в космос летали спутники- автоматы, а потом полетела первая собака Лайка. Позже в космос полетели еще 2 собаки- Белка и Стрелка.

Собаки благополучно перенесли космический полет. И тогда ученые решили отправить в космический полет первого космонавта Давайте вспомним, как его звали? Он полетел на космическом корабле «Восток 1», и благополучно вернулся на землю. А первый космонавт, который вышел в открытый космос был А.М. Леонов. Как вы думаете, почему первого космонавта и первого человека, который вышел в открытый космос, все люди мира назвали героями?

Среди женщин то же были космонавты. Это В.В. Терешкова и С. Е. Савицкая. И вот люди покорили околоземное пространство. Но еще есть планеты: ближайшая к нам- спутник Земли – Луна. Мы каждый вечер видим ее- то как месяц, то как полную Луну. В космосе нет воздуха, очень холодно, пространство пронизывают различные излучения. Поэтому корабли и станции строят очень надежными, а космонавтов защищают специальные костюмы- скафандры. Внутри станции космонавты едят специально упакованную в тюбики пищу, потому что обычную еду и обычными столовыми приборами есть нельзя- на станции нет силы тяжести как на нашей планете, там невесомость. Давайте- ка и мы с вами подкрепимся космической пищей (предложить детям встать, спокойно походить под музыку, а затем раздать пакетики с едой). Ну а теперь, мы с вами, продолжим нашу экскурсию.

И вот люди покорили космос. А как вы знаете в космосе есть планеты. И ближайший к нам космический объект, кто вспомнит как он называется? – Луна. Туда полетели американские космонавты- астронавты на космическом корабле «Апполон». И через 6 месяцев (давайте подумаем много это времени или мало- посчитайте), высадились на Луне. Давайте подумаем, почему Нил Амстронг, астронавт, сказал «Один маленький шаг на Луне- огромный шаг для всего человечества».

Сейчас в космос летают космонавты разных стран. Они много работают: они изучают климат, уточняют прогноз погоды, испытывают в космосе новые приборы, изучают из космоса скопление полезных ископаемых, сообщают о приближении ураганов, о начале землетрясений, тайфунах, обеспечивают связь. В космос запущен первый космический телескоп –Хаббл, с помощью него изучают кометы, которые летают в космосе, другие звезды, и планеты. Ученые- космонавты работают на орбитальной станции. И первая орбитальная станция называлась «Мир». Как вы думаете почему? Сейчас в космосе работает новая орбитальная станция, которая называется «МКС» (международная космическая станция), и помимо станции вокруг нашей планеты вращаются спутники связи, спутники- погоды, спутники- антенны. А на орбитальных станциях работают космонавты. Которые прилетают из разных стран на кораблях- носителях (так сейчас называются космические ракеты) с космодромов. Помимо работы люди занимаются спортом, читают, смотрят передачи с Земли, звонят своим родным. Вот такая интересная и сложная работа – быть космонавтом. А теперь подскажите мне, каким должен быть космонавт?

И вот наша экскурсия подошла к концу. Мы с вами возвращаемся в наш детский сад. И я хотела бы узнать, что же вы запомнили

Загадки:

    Что бы глаз вооружить, и со звездами дружить

Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный (телескоп)

    Телескопом сотни лет, изучают жизнь планет

Нам расскажет обо всем, ученый дядя (астроном)

    Там все знаки зодиака- Водолея, Девы, Рака.

Светятся и ночью и днем, туда смотрит астроном (космос)

    У ракеты есть водитель, невесомости любитель.

По- английски «астронавт», а по –русски «космонавт»

    До Луны не может птица, долететь и прилунится

Но зато умеет это делать быстрая (ракета)

6.Звездолет- стальная птица, он быстрее света мчится,

Познает на практике звезды и (галактики)

А теперь, перечислите, мне качества, нужны вам, если вы захотите стать космонавтами?

Подвижная игра (средней интенсивности) «Ракетодром»

Оборудование – обручи, по количеству детей

Дети идут по кругу:

Ждут нас быстрые ракеты, для полета на планеты.

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.

Дети бегут к ракетам, стараясь занять себе место, и встают в обруч. Те, кому обруч не достается, выбывает. Игра усложняется за счет уменьшения обручей

После игры дети строятся в круг.

Воспитатель: Вот и закончилось наше необычное занятие- путешествие, на котором мы узнали об истории покорения космоса.

mob_info