Инвеститура в средние века. Значение слова инвеститура. Управленческий учет в организациях АПК монография

Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся церемонией передачи какого-либо символического предмета (кома земли, посоха, кинжала, перчатки и т. д.) от сеньора к вассалу . Обряд передачи совершался после оммажа и принесения клятвы верности. Символический смысл процедуры заключался в переходе обладания предметом от одного лица к другому. Обычай восходит к обряду дарения, когда акт вручения подарка подразумевает в будущем получение ответного дара и устанавливает, таким образом, связь между двумя лицами. Инвеститура в этом смысле представляет собой акт одаривания со стороны сеньора, который вручает вассалу собственность, в обмен на клятву вассала в верности и его службу в будущем.

Церковная инвеститура

Особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра - символа светской власти. До конца XI века право церковной инвеституры фактически принадлежало императорам Священной Римской империи . Церковные сановники являлись одновременно крупными светскими феодалами и в этом качестве находились в вассальных отношениях с императорами. Однако усиление Папства в сер. в. привело к попыткам церкви отстоять своё исключительное право в назначении прелатов. Первый открытый конфликт, известный как «Борьба за инвеституру », разразился между папой Григорием VII ( -) и императором Генрихом IV ( -). В папа запретил императору вручать инвеституру. В ответ император собрал своих епископов , которые объявили о низложении папы. Тогда папа отлучил Генриха от церкви и освободил его подданных от вассальной верности. Немецкие князья немедленно воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. У разбитого Генриха не осталось другого выхода, как признать своё поражение. В январе он совершил тяжёлый переход через Альпы и встретился с папой в североитальянском замке Каносса . Сняв с себя королевские регалии, в одежде кающегося грешника, босой и голодный, он три дня ждал соизволения на встречу и предстал перед папой на коленях. Однако успех папы оказался временным. Вскоре император усмирил мятежных вассалов и вторгся в Италию для свержения соперника. Понтифику пришлось бежать, он закончил свою жизнь в изгнании (). Однако после смерти Генриха Италия вышла из-под контроля императоров, и столкновения продолжались с переменным успехом ещё несколько десятилетий. Они закончились заключением в компромиссного Вормского конкордата . По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую (право на землевладение) от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура, в Италии и Бургундии император был лишён участия в избрании и вручал инвеституру лишь по прошествии 6 месяцев.

Современное положение

В современном конституционном праве под инвеститурой понимается процедура наделения того или иного должностного лица или группы лиц полномочиями, предусмотренными конституционным актом. В зависимости от субъектов, являющихся ее источниками, принято различать парламентскую и народную инвеституру, в зависимости от субъектов, ее получающих, - президентскую и правительственную.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Инвеститура" в других словарях:

    - (сред. век. лат. investitura, от лат. investire одевать). 1) право введения и самое введение во владение недвижимостью нового владельца, 2) в протестантских странах, торжественный ввод нового духовного лица в должность. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    инвеститура - ы, ж. investiture f. < , ср. лат. investitura. юр. Пожалование поместьем, чином, званием, а также документ, знак, подтверждающий это (в Западной Европе). Сл. 18. Инвеститура постановление в чин. ЛВН 7. Постановлено, что помянутые Цари, вступая … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В Западной Европе в средние века юридический акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п … Исторический словарь

    - (от лат. investio облачаю) 1) в Средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом; 2) в конституционном праве наделение лица или группы лиц властными полномочиями, предусмотренными конституцией. Понятие И.… … Юридический словарь Всемирная история

    Инвеститура - (лат. investitura от investio облачаю; англ. investiture) 1) в древнегерманском праве способ передачи права собственности на недвижимость, выражавшийся в символических актах и формальностях; 2) в средневековой Зап. Европе закреплявший вассальную… … Энциклопедия права

    ИНВЕСТИТУРА - (от лат. investio облачаю) 1) в средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом; 2) в конституционном праве наделение лица или группы лиц властными полномочиями, предусмотренными конституцией. Понятие «И.»… … Юридическая энциклопедия

(позднелат. investitura от лат. investio - облачаю, облекаю)

В средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся передачей какого-либо символического предмета (кома земли, посоха, кинжала, перчатки и т. д.) от сеньора к вассалу. Обряд передачи совершался после оммажа и принесения клятвы верности. Символический смысл процедуры заключался в переходе обладания предметом от одного лица к другому. Обычай восходит к обряду дарения, известному у примитивных народов, когда акт вручения подарка подразумевает в будущем получение ответного дара и устанавливает, таким образом, связь между двумя лицами. Инвеститура в этом смысле представляет собой акт отдаривания со стороны сеньора, который вручает вассалу собственность, в обмен на клятву вассала в верности.

Особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра - символа светской власти. До кон. XI в. право церковной инвеституры фактически принадлежало императорам Священной Римской империи. Церковные сановники являлись одновременно крупными светскими феодалами и в этом качестве находились в вассальных отношениях с императорами. Однако усиление Папства в сер. IX в. привело к попыткам церкви отстоять своё исключительное право в назначении прелатов. Первый открытый конфликт, известный как «Борьба за инвеституру», разразился между папой Григорием VII (1073-1085) и императором Генрихом IV (1056-1106). В 1075 папа запретил императору вручать инвеституру. В ответ император собрал своих епископов, которые объявили о низложении папы. Тогда папа отлучил Генриха от церкви и освободил его подданных от вассальной верности. Немецкие князья немедленно воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. У разбитого Генриха не осталось другого выхода, как признать своё поражение. В январе 1076 он совершил тяжёлый переход через Альпы и встретился с папой в североитальянском замке Каносса. Сняв с себя королевские регалии, в одежде кающегося грешника, босой и голодный, он три дня ждал соизволения на встречу и предстал перед папой на коленях. Однако успех папы оказался временным. Вскоре император усмирил мятежных вассалов и вторгся в Италию для свержения соперника. Понтифику пришлось бежать, он закончил свою жизнь в изгнании (1085). Однако после смерти Генриха Италия вышла из-под контроля императоров, и столкновения продолжались с переменным успехом ещё несколько десятилетий. Они закончились заключением в 1122 компромиссного Вормского конкордата. По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую (право на землевладение) от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура, в Италии и Бургундии император был лишён участия в избрании и вручал инвеституру лишь по прошествии 6 месяцев.

  • - 1) И. светская - символич...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - В средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся передачей какого-либо символического предмета от сеньора к вассалу...

    Католическая энциклопедия

  • - Право светского государя назначать епископов на своей территории...

    Религиозные термины

  • - в ср. века в Зап. Европе юридич. акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - 1) в средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом; 2) в конституционном праве - наделение лица или группы лиц властными полномочиями, предусмотренными конституцией...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - германское юрид. понятие, означающее: а) древнейший способ передачи недвижимостей, состоявший сперва в фактической передаче проданного имущества из рук старого в руки нового владельца...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в средние века в Западной Европе юридический акт передачи земельного Феода, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ; мн. инвеститу/ры, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - лат. облеченье...

    Толковый словарь Даля

  • - ИНВЕСТИТУ́РА, инвеституры, жен. . В средние века - сопровождавшийся особой церемонией ввод вассала во владение леном или передача земельного имущества во владение духовному лицу...

ИНВЕСТИТУРА (позднелат. investitura, от лат. investio - облачаю) - в средние века в Западной Европе юридический акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т. п. символов власти. Церковная инвеститура состояла в назначении на церковную должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей земельного владения и скипетра, символа светской власти. До конца 11 века инвеститура епископов и аббатов, как правило, осуществлялась королевской (императорской) властью. Папство, усилившееся во 2-й половине 11 века, пыталось запретить светскую инвеституру епископов и аббатов, освободив их от местной ленной зависимости и подчинив своей неограниченной власти. Так началась борьба за инвеституру. Наибольшего напряжения она достигла в Германии, где со времени Оттона I (936-973) епископат служил важнейшей опорой королевской власти. Инвеститура прелатов, не располагавших наследственными правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церковной собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. Лишение императоров права инвеституры было вместе с тем одним из главных рычагов упразднения всякой зависимости папства от империи и подчинения императора папскому престолу. В борьбе за инвеституру выступали с одной стороны приверженцы церковной реформы (см. Клюнийская реформа) во главе с Гильдебрандом (с 1073 года - папа Григорий VII) и с другой - сторонники сохранения светской инвеституры во главе с императором Генрихом IV. Борьба породила обширную полемическую литературу, в которой нашли отражение как взгляды крайних групп (защищавших или папскую теократию, или императорское господство над церковью), так и взгляды сторонников компромисса, требовавших разделения инвеституры между папством и светской властью (см. "Libelli de lite imperatorum et pontificorum saec. XI et XII conscripti, 3 d.", MGH, Hannov., 1890-97).

Борьба за инвеституру переплеталась с выступлениями светской и церковной знати против попыток Генриха IV укрепить королевскую власть в Германии. Немецкие епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы, ограничить их самостоятельность и помешать их превращению в территориальных князей.

Открытая борьба папства с императорской властью, главным стержнем которой был вопрос об инвеституре, началась в 1075 году, после вступления на папский престол Григория VII. Собор 1075 года объявил инвеституру духовенства светскими лицами недействительной (что было повторено соборами 1078 и 1080 годы для всей католической церкви). Григорий VII потребовал от Генриха IV прекращения инвеституры и смещения ряда немецких прелатов, получивших свой сан в нарушение канонических правил. В ожесточенной и длительной борьбе, критическим эпизодом которой была Каносса (1077), ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу. В 1111 году была сделана попытка заключить компромиссное соглашение на условиях отказа императора от церк. Инвеститура епископов и аббатов взамен возвращения ими государству всех ленов и регалий, полученных со времени Карла Великого (проект папы Пасхалия II). Но эта попытка провалилась из-за сопротивления прелатов, для которых церковный сан без бенефициев терял значение. В 1122 году был заключен Вормский конкордат, окончивший борьбу за инвеституру. Избранные капитулами прелаты получали духовную инвеституру от папы, а светскую от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура; в Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании прелатов и давал им светскую инвеституру в шестимесячный срок. Вормский конкордат был более выгоден папе, чем императору, он закреплял фактическое крушение оттоновской епископальной системы и способствовал победе княжеского партикуляризма.

Немецкая буржуазная историография почти единодушно считает Вормский конкордат поворотным пунктом в истории Германии, но по-разному оценивает борьбу императоров с папами. В прошлом немецкие буржуазные историки видели в этой борьбе столкновение национальных немецких церковно-государственных принципов с космополитическими теократическими устремлениями папства и положительно оценивали сопротивление императоров папству. В историографии ФРГ появилась другая оценка, согласно которой союз этих двух сил якобы создавал основу для возвышения империи и папства, а борьба между ними явилась причиной падения их мирового величия (Th. Mayer, Papsttum und Kaisertum im hohen Mittelalter, "HZ", 1959, Bd 187).

Спор об инвеституре распространился и на другие страны Западной Европы, но нигде не приобрел таких острых форм, как в империи. Папы, вступив в столкновение с императорами за верховное господство, стремились смягчить противоречия с королями Франции и Англии и пошли в вопросах инвеституры на некоторые уступки. По соглашению Пасхалия II с французским королем Филиппом I от 1104 года духовная инвеститура осуществлялась папой после канонического избрания на церковную должность; за королем обеспечивались право участия в выборах и светская инвеститура; избранный приносил при этом присягу верности королю. По соглашению 1107 года Пасхалия II с английским королем Генрихом I духовную инвеституру давал папа. Король сохранял решающее влияние при выборах епископов и аббатов, которые производились в королевском дворце. Избранный до своего посвящения приносил клятву верности королю и получал от него лен и светскую инвеституру.

Н. P. Колесницкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Источники:

Bernheim E., Quellen zur Geschichte des Investiturstreites, Tl 1-2, Lpz.-В., 1913-14.

Литература:

Scharnagl A., Der Begriff der Investitur..., Stuttg., 1908; Haller I., Papsttum und Kirchenreform, Bd 1, (s. 1.), 1903; Brooke Z. N., Lay investiture and its relation to the conflict of impire and papacy, Oxf., 1939; Schwarz W., Der Investiturstreit in Frankreich, "Zeitschrift für Kirchengeschichte", 1923, H. 2, 1924, H. 1.

Зиммии – немусульманское население в Арабском халифате. Находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать специальный государственный налог (джизья).

Золотая булла 1356 г. – законодательный акт в Германии, принятый имперским сеймом “Священной Римской империи” и утвержденный императором Карлом 1У. Фактически закрепила политическую раздробленность Германии. Узаконила избрание императора коллегией курфюстров, получивших и другие привилегии. Действовала до 1806 г.

Зякят (араб.) - в Арабском халифате обязательная десятина в пользу халифа с лиц, проживавших на землях Хиджаза.

Иджма (араб.) – один из важнейших источников шариата. Состоит из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, высказанным сподвижниками пророка Мухаммеда и наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами.

Икта (араб.) – земельный надел, условно пожалованный феодалу, в средневековых странах Ближнего и Среднего Востока.

Илку – в Древнем Вавилоне имущество служилых людей, воинов, чиновников, получаемое за государственную службу на определенных условиях (как правило, в пожизненное пользование, без права отчуждения).

Илоты – покоренное земледельческое население в Древней Спарте. Считались государственной собственностью. Были прикреплены к земельным участкам (клерам), распределенным между спартиатами. Отдавали своему господину половину урожая. Остальной частью распоряжались самостоятельно. Привлекались к военным походам в качестве легковооруженных воинов.

Имам (букв. с араб. ”находящийся впереди“) – 1. Духовный руководитель, наставник у мусульман, священник. 2. Верховный правитель исламского государства. 3. Основоположник каждого из четырех религиозно-юридических толков суннизма. 4. Глава шиитов.

Иммунитет (лат.immunitas - освобождение от чего-либо) - в период средневековья привилегия феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (например, суд, сбор налогов, полицейский надзор) без вмешательства представителей центральной власти.

Иммунитетные грамоты (формулы) – в феодальных государствах королевские документы, предоставлявшие феодалам на определенной территории право на независимость (иммунитет) от центральной власти в некоторых делах.

Император (от лат. impero - повелеваю) – первоначально почетный воинский титул в республиканском Риме, которым воины награждали полководца после крупной победы. Со времени Гая Юлия Цезаря (I в. до н.э.) постоянный титул принцепса, а в период домината - титул абсолютного монарха.

Имперские города - в средневековой Германии (“Священной Римской империи”) города, подчиненные непосредственно императору.

Имперские князья – в средневековой Германии (“Священной Римской империи”) сословие непосредственных вассалов императора. Пользовались многочисленными привилегиями.

Имперские рыцари – в средневековой Германии (“Священной Римской империи”) мелкие и средние землевладельцы, держатели рыцарских наделов непосредственно от императора.

Имперский сейм – см. Рейхстаг.

Имперские сословия – в Германии ХШ-Х1У вв. название, объединявшее имперских князей и рыцарей, представителей имперских городов. Отличались от земского сословия, включавшего всех жителей княжеств.

Импичмент (англ. impeachment) – процедура, введенная в конце Х1У в. в английском парламенте. Представляла собой возбуждение палатой общин перед палатой лордов, как высшим судом королевства, обвинения против должностных лиц короля в злоупотреблении властью.

Инвеститура (от лат. investio - облагаю) – в средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом (леном) (светская инвеститура). Существовала также духовная инвеститура, заключавшаяся в назначении на церковную должность или введении в сан (епископа, аббата). Сопровождалось символическим обрядом.

Инквизиция (от лат. inquisition - расследование, розыск) – в ХШ – Х1Х вв. судебно-полицейская система в католической церкви. Главная цель – борьба с инакомыслием (ересями). В данной системе сложился так называемый инквизиционный (розыскной) процесс, с особой системой доказательств, с совмещением в одном лице судьи и следователя. Важнейшим источником доказательства являлись пытки.

Институции (от лат. institutio - наставление) – элементарный учебник, справочник по римскому праву. Наиболее известными являются «Институции Гая» (сер. II в.), состоящие из четырех книг: о лицах, о вещах, об обстоятельствах, об исках. «Институции Гая» послужили образцом для «Институций Юстиниана», являющихся одной из частей «Свода гражданского права» (VI в.).

Интенданты полиции, суда и финансов (фр. intendant - управляющий) - во Франции с ХУ1 в. назначаемые монархом в провинции постоянные должностные лица, инспектировавшие суд, административную и финансовую деятельность. Имели почти неограниченные полномочия, сокращенные в первой половине ХУП в. Должность упразднена в середине ХУШ в.

Ин юре цессио (от лат. in jure cessio – уступка прав) – в римском праве один из способов приобретения права собственности, происходивший в форме мнимого судебного процесса. Покупатель в присутствии претора предъявлял иск об истребовании вещи как якобы принадлежащей ему, а продавец молчал в ответ на обращенное требование, тем самым уступая свое место покупателю.

Инюрия (букв. с лат. «несправедливость») – в римском праве в широком смысле всякое правонарушение. Обычно, начиная с «Законов XII таблиц», обозначение посягательства на телесную неприкосновенность римского гражданина. Преторское право ввело в состав инюрии и ущерб, причиненный чести и достоинству граждан, в том числе и словесные оскорбления. С 81 г. до н.э. дополнена действиями посторонних лиц, вносящих раздор в семейные отношения.

Йомены (англ. yeomen) – свободные крестьяне в Англии Х1У– ХУШ вв., ведшие самостоятельное хозяйство. Иногда йоменами называли английское крестьянство в целом.

Ипотека – одна из форм залога, впервые в полной мере разработанная в афинском праве. При ипотеке обязательства должника обеспечиваются залогом, остающимся в его владении.

Иск (лат. actio ) – в римском праве возможность лица осуществлять судебным порядком принадлежащие ему требования.

Кади (араб. - судья) – в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий правосудие на основе шариата и адатов. Выполняет также нотариальные и опекунские функции.

Казуальность (от лат. casus – случай) – построение правовых норм характерное для древнего права, представляющее собой описание конкретных случаев с четкими наставлениями судьям.

Каноническое право (от грeч. kanon - норма, правило) – совокупность религиозно-правовых предписаний, регулирующих вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения, а также отношения между церковью и государством. Источники канонического права: священное писание, решения церковных соборов, постановления пап. Наиболее известная кодификация канонического права – Свод канонического права (Corpus juris canonici) 1582 г.

Канцлер (нем. kanzler) – в ряде государств средневековой Европы высшее должностное лицо, ведавшее королевской канцелярией. Ближайший помощник монарха.

Капитулярий (от лат. capitulum - глава, статья закона) - нормативные акты франкских монархов (УП-1Х вв.), имевшие силу закона. Делились на параграфы и главы (капитулы).

Каролина’’ - первый общегерманский свод уголовных и уголовно-процессуальных норм, принятый рейхстагом в 1532 г. при Карле У (отсюда название). Не являлась общеобязательным источником права. Отличалась особой жестокостью мер наказания. Действовала до конца ХУШ в.

Касты (португ.casta – род, качество, от лат. castus - чистый; санскр. – джати) – особые замкнутые общности, построенные на принципах наследственной социально-профессиональной принадлежности. Наибольшее развитие получили в Индии, где возникли в результате трансформации варн. Первоначально появились внутри непривилегированных варн, а затем распространились на все общество. Имели строгую внутреннюю организацию. В Индии в 40-х гг. ХХ в. было 3,5 тыс. каст и подкаст. Конституция Республики Индия (1950 г.) признала равноправие каст.

Квесторы (от лат. quaero – ищу, подыскиваю) – одна из младших ординарных римских магистратур. Избирались с 421 г. до н.э. Первоначально было 4 квестора, с 267 г. – 8, затем их число увеличилось до 20-ти. В период республики – помощники консулов без специальной компетенции. Позднее под контролем сената заведовали государственными финансами, являлись хранителями государственных документов, расследовали некоторые уголовные дела. В период империи ведали благоустройством улиц, организацией зрелищ, обнародованием законодательных актов.

Квиритская собственность (лат. dominium e х jure Quiritium ) – собственность полноправных граждан Древнего Рима. Регулировалась на основе квиритского права. В состав квиритской собственности входили манципируемые вещи (res mancipi), отчуждаемые посредством манципации или in jure cessio, а также неманципируемые вещи (res nes mancipi), не требовавшие при их приобретении особых формальностей.

Керлы (кэрлам) (древнеангл., ед.ч. ceorl) – рядовые свободные крестьяне общинники в Англии раннего средневековья. В 1Х – Х1 вв. основная масса превратилась в феодально-зависимых крестьян, а верхушка - в мелких феодалов.

Кияс (араб) – один из источников мусульманского права, представляющий собой решение правовых дел по аналогии. Согласно кияса правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках. Рядом направлений ислама не признается (например, шиитами).

Клер (букв. с греч. «жребий») – земельный надел древнегреческого крестьянина-общинника, получаемый в результате регулярного распределения участков при помощи жеребьевки (клерухий). В Древней Спарте участок земли, выделяемый спартанской патриархальной семье, который обрабатывался прикрепленными к нему илотами. Всего в Древней Спарте было около 10 тыс. клеров.

Клиенты (от лат. cliens – зависимый, подчиненный) – наиболее древняя категория свободных, но неполноправных жителей Древнего Рима. Находились в личной и непосредственной зависимости от своего патрона, оказывавшего им покровительство.

Книга страшного суда” (англ. “Domesday Book”) – свод материалов всеобщей поземельной переписи в Англии, проведенной в 1086 г. по указу Вильгельма 1. Имевшая фискальные цели привела к ускорению процесса закрепощения крестьян, так как, фиксируя юридический статус крестьянского населения, включила многих ранее свободных держателей в состав вилланов.

Княжеский абсолютизм – форма абсолютной монархии в Германии, в которой абсолютизм сложился не в рамках всей империи, а в пределах отдельных княжеств.

Князь - вождь племени, правитель государства или государственного образования. В средневековой Германии князь (нем.furst) – представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми привилегиями (совпадает с «курфюстр»). В странах романских языков титул князя обозначается словом «принц» (от лат.princeps - первый).

Когнаты (от лат. cognatio - родственники) – в римском праве кровные родственники по прямой и боковой линиям.

Кодекс Юстиниана – одна из частей «Свода гражданского права». Объединяет в себе императорские конституции, начиная от Адриана (117-138 гг.) до Юстиниана (527-565 гг.). Самая поздняя конституция, включенная в Кодекс, издана 4 ноября 534 г. Все конституции приводятся не полностью, а лаконично формулируется основное их содержание.

Коллегия стратегов – в Древних Афинах государственный орган из 10 человек, главной сферой деятельности которого являлось военное управление. Стратегам могли быть поручены и различные вопросы внутренней и внешней политики.

Коллегия эфоров – один из высших органов власти Спартанского государства. Состоял из 5 полноправных спартиатов, избранных народным собранием на 1 год. Эфоры следили за соблюдением законодательства, контролировали деятельность всех государственных органов и должностных лиц, вели переговоры с послами и т.д. Их деятельность никем не контролировалась. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.

Колонат (от лат. colonus - земледелец) – система поземельных отношений, сменившая рабовладельческие и ставшая переходной формой к крепостничеству. Широкое распространение получила в Римской империи. Представляла собой передачу мелких земельных участков крупными землевладельцами в аренду непосредственным производителям. Арендная плата была четко фиксированной и вносилась либо деньгами, либо в виде натуральных платежей. Возможно было выполнение колоном и натуральных повинностей. В 332 г. император Константин 1 Великий своей конституцией прикрепил колонов к земле. В дальнейшем произошла утрата и ряда других прав.

Комиции (лат. comitia ) – народные собрания в Древнем Риме. Известны три вида комиций: а) куриатные (по куриям); б) трибунатные (по трибам); в) центуриатные (по центуриям).

Коммендация (от лат commendo – вверяю, передаю) – в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя, а также своего имущества, с последующим возвратом его в виде держания, под покровительства более “сильного”, могущественного человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодалов, так и личную зависимость крестьянина от феодала.

Композиция – денежное возмещение потерпевшему за вред, причиненный преступлением во Франкском государстве.

Конкордат (от ср.- век. лат concordare – соглашение) – договор между римским папой, как главой католической церкви, и главой какого-либо государства. Как правило, регулировал положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

Конкубинат – в римском праве внебрачное сожительство не состоящих в браке лиц, между которыми брак запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Легализован в 18 г. до н.э. Октавианом Августом.

Консенсуальные контракты (от лат. consensus - соглашение) – в римском праве контракты, обязательства по которым наступали с момента их заключения (купля-продажа, наем, поручение, товарищество).

Конституции (от лат. constitutio – устройство, установление) – в Древнем Риме законодательные акты императоров, имевшие высшую юридическую силу. В период принципата существовали четыре формы конституций: эдикты, рескрипты, декреты и мандаты. В 315 г. император Константин I Великий утвердил в качестве единственной формы конституций императорский эдикт.

Консул – высшее должностное лицо в Римской республике. В руках двух консулов находились военные вопросы, дела текущего управления, наблюдение за исполнением законов и т.д.

Контракты – в римском праве договоры, заключавшиеся с соблюдением определенного установленного порядка (символики, словесных формул и т.д.) и снабженные исковой защитой. Римским юристам были известны четыре группы контрактов (вербальные, лит(т)еральные, реальные, консенсуальные).

Копигольд (англ.copyhold, от copy – копия и hold - держание) – основная форма феодально-зависимого крестьянского землевладения в Англии в ХУ- ХУП вв. Право на копигольд подтверждалось копией – выпиской из протокола суда манора. Крестьяне-копигольдеры, потомки крепостных, были формально свободны, но не имели права на судебную защиту, на распоряжение наделом, несли повинности в пользу лорда.

Коран (араб. кур’ан, букв. “ чтение”) – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядов и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, приписываемых пророку Мухаммеду. Официальная редакция составлена при халифе Омаре (644 – 656 гг.). Состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стихов (аята). Суры, за исключением первой, расположены в порядке убывания объема.

Королевская курия (лат. Curia Regis) - 1. В средневековой Англии высший орган центрального управления, состоявший из приближенных короля. Осуществляла ряд функций исполнительной и судебной власти. 2. В средневековой Франции совет королевских вассалов и высших духовных лиц, представлявший собой своеобразный съезд феодалов страны (второе название – Великий совет).

Король (вероятно от лат. Carolus - имени Карла Великого) – глава монархического государства, королевства.

Коттеры (кассетлы) (англ., ед. ч. cotter,cottar) – в средние века в Англии категория малоземельных крестьян, имевших только приусадебный участок и хижину (коттедж), по переписи 1086 г.

Кровавое законодательство” – комплекс нормативно-правовых актов Англии ХУ-ХУ1 вв., направленных на борьбу с нищенством и бродяжничеством. Предусматривало строгие административные и уголовные меры.

Куратор – в Римской империи должностное лицо, выполнявшее поручения императоров по различным общественным и государственным делам.

Курия (от лат. co - viria – сходка мужей) – в Древнем Риме совокупность десяти родов.

Курфюстры (нем.kurfurster – князья–избиратели) – в Германии (“Священной Римской империи “) местные князья (духовные и светские), за которыми в ХШ в. было закреплено право избрания императора. Юридически коллегия курфюстров была оформлена Золотой буллой 1356 г.

Кутюмы (от фр. coutume – обычай) – местное обычное право в феодальной Франции.

Кшатрии (санскр. кшатрия, от кшатра – господство, власть) – одна из высших варн в Древней Индии (варна воинов), образовавшаяся из военно-племенной аристократии. Главное предназначение – охрана брахманов. Только выходцы из варны кшатриев могли быть магараджей (царем) и высшими сановниками.

Ландрат (от нем. land - земля, страна и rat – совет) – 1. В Пруссии ХУП в. орган дворянского самоуправления. 2. В Германии земский советник (глава местного управления), назначавшийся королем по рекомендации дворянского собрания.

Ландтаг (от нем. land – земля, страна и tag - собрание) – в ХШ-ХУ вв. органы сословного представительства в отдельных государствах Германии, включавшие представителей духовенства, рыцарства и городов. В ХУ1 –ХУП вв. – местные органы власти. С усилением абсолютизма в ХУП в. значение упало. В первой половине Х1Х в. (до образования Германской империи в 1871 г.) представительный орган Северо – Германского союза.

Легат – 1. В Древнем Риме в период принципата представитель Рима в провинции. Назначался сенатом, осуществлял военную и гражданскую власть. 2. В римском праве завещательный отказ, т.е. распоряжение наследодателя о предоставлении наследником третьим лицам определенных сумм или вещей из наследственного имущества, а также о выполнении им в пользу этих же лиц определенных действий.

Легисакционный процесс (от лат. legis actio – иск из закона) – древнейшая форма гражданского процесса в Древнем Риме. Был распространен в период действия квиритского права. Состоял из двух стадий: 1)провозглашения права (in jure), проходившего перед судебным магистратом, строго заформализованной и заканчивавшейся назначением судьи; 2)судоговорения (in ju dicio), представляющей собой выяснение судьей фактической стороны дела через выслушивание доказательств и заканчивавшейся вынесением решения, которое утверждал магистрат. Обжалование решения не допускалось.

Легисты (фр.legiste , букв. “законники”, от лат. lex - закон) – 1. В средневековой Западной Европе юристы, знатоки римского права. 2. В феодальной Франции чиновники судебного ведомства, изучившие право в университете.

Лен (нем. lehn) – в средневековой Германии первоначально тоже, что и бенефиций, а в дальнейшем тоже, что и феод, т.е. земельное владение (или иной источник дохода), пожалованный сеньором вассалу на условиях несения военной или административной службы. Употребляется и в отношении аналогичных институтов в других странах.

Ленивые короли” – прозвище франкских королей из династии Меровингов в период с 640 по 751 гг., правивших лишь номинально (реальная власть находилась у майордомов).

Лизгольд (англ. leasehold) – форма земельной аренды в средневековой Англии. Крупный лизгольд со временем развился в фермерскую аренду, а мелкий стал одним из первых объектов огораживания.

Ликторы – в Древнем Риме служители и свита высших магистратур.

Литеральные контракты (от лат. littera - буква) – в римском праве контракты, заключение которых происходило в письменной форме. К подобным контрактам относились: итоговые записи в приходно-расходных книгах, а также долговые расписки (синграфы и хирографы).

Литы – слой полусвободного населения у германских племен.

Лорд (англ. lord) – 1. В средневековой Англии первоначально землевладелец (глафорд, лендлорд), наделенный по иммунитетной грамоте фискальной, полицейской и судебной властью над всем населением иммунитетного округа. Затем собирательный титул английского высшего дворянства, присваиваемый пэрам королевства, образующим палату лордов парламента. 2. Составная часть наименования некоторых должностей в Англии, а затем Великобритании (например, лорд-канцлер – председатель палаты лордов; лорд-лейтенант – назначаемое королем должностное лицо местной администрации в период абсолютизма и т.д.).

Лютеранство – крупнейшее направление протестантизма. Основано М. Лютером в ХУ1 в. В лютеранстве были впервые сформулированы главные положения протестантизма.

Магараджа (раджа) - царский или княжеский титул в Индии. Магараджа не являлся классическим деспотом, в связи с тем, что его личность не была обожествлена. Не был он и неограниченным монархом, т.к. все управление и правосудие осуществлял по совету брахманов, а также совещательных органов: мантрипаришада и сабхи.

Магдебурское право – одна из наиболее известных систем городского права. Сложилась в ХШ в. в немецком г. Магдебург. Юридически закрепляло права и свободы горожан, их право самоуправления.

Магистратура – в Древнем Риме общее название государственных должностей. Избирались на определенный срок (как правило 1 год) центуриатными и трибунатными комициями. Существовали ординарные (обычные) – консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы и т.д.; и чрезвычайные - диктаторы, начальники конницы и т.д. Власть магистратур подразделялась на высшую (право вершить суд и назначать в виде наказания смертную казнь), которой обладали диктаторы, консулы, преторы, и общую (право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их неисполнение), которой обладали все магистратуры.

Майорат (от лат. major - большой, старший) – в гражданском праве форма наследования недвижимости, при которой она полностью переходит к старшему из наследников. В феодальный период был направлен на сохранение и укрепление крупных земельных владений.

Майордом (от ср. – век. лат.major domus - старший по дому) - во Франкском государстве при первых Меровингах королевский дворецкий. В дальнейшем высшая административная должность в отдельных частях государства. В 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский становится единым майордомом всего королевства. С этого времени майордом фактический глава государства. Должность становится наследственной. В 751 г. после провозглашения Пипина Короткого франкским королем должность майордома была упразднена.

Малое жюри – в феодальной Англии разновидность суда присяжных, члены которого участвовали в рассмотрении дел по существу и выносили вердикт, требовавший единогласия всех 12 присяжных, входивших в него.

Мандаты – одна из форм императорских конституций в Древнем Риме. Представляли собой императорские инструкции чиновникам.

Манор – в средневековой Англии название основной единицы феодального хозяйства, представлявшей собой совокупность земельных владений феодала, расположенных отдельными участками, зачастую в разных частях королевства.

Мантрипаришад (паришад) – совещательный коллегиальный орган в Древней Индии при магарадже. Состоял из военной и жреческой знати, а также главных администраторов. Давал советы по важнейшим политическим вопросам, игнорировать которые не полагалось.

Манципация (лат. mancipatio от manus – рука, captare – захватывать, завладевать) – в римском праве формальное, абстрактное приобретение права собственности или власти над вещами или лицами. Происходила в присутствии не менее 5 свидетелей и весодержателя с произнесением определенных слов и выполнением определенных действий. Была возможна только между римскими гражданами, а также чужеземцами, имевшими право заключать торговые сделки. Распространялась на наиболее значимые вещи (res mancipu): землю в Италии, рабов, рабочий скот, а также подвластных домовладыке лиц.

Марка (нем. marka, букв.” граница”) - 1. В Западной Европе сельская община, объединявшая свободное крестьянство. 2. Во Франкском государстве в УШ-1Х вв. и средневековой Германии пограничный укрепленный административный округ во главе с маркграфом.

Маркграф (нем. mark graf, букв. “ граф марки”) – военноначальник, а фактически правитель, в пограничных округах (марках) Франкского государства УШ-1Х вв. В средневековой Германии превратились во владетелей княжеств (маркграфств).

Мартовские поля” – смотры ополчения при первых франкских королях. Исполняли роль народных собраний, на которых решались важнейшие государственные вопросы.

Матриархат (от лат.mater - мать и греч. аrche - начало, власть; букв. – ’’власть матери’’) – одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытного общества. У некоторых народов предшествовал патриархату. Главным образом характеризуется тем, что счет происхождения и наследование происходили по материнской линии (матрилинейность).

Метэки – свободные люди, проживавшие на территории Древних Афин, но не являвшиеся гражданами (как правило чужеземцы и вольноотпущенники). Для них имелись определенные ограничения: не могли покупать недвижимость, вступать в браки с афинскими гражданами, уплачивали особый налог и т.д.

Министериалы (от лат. ministerium - служба, должность) – в средневековой Западной Европе служилые люди короля, выполнявшие придворную, хозяйственно-административную, военную и т.д. службу.

Мисдиминор (англ. misdimeanour) – в англосаксонской ветви права проступок (мелкое уголовное преступление). В Х1У в. относились преступления, касавшиеся интересов частных лиц, за которые не могли быть назначены смертная казнь и конфискация.

Инвеститура — в средневековой Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную), сопровождавшийся ритуальной передачей инсигний, символизировавших власть и право на осуществление должностных полномочий.

Исторические корни И. уходят в дохристианскую древность и отражают свойственное архаическому мышлению отождествление правовой нормы с формой ее реализации. Например, в раннесредневековом обычном праве после свершения устной сделки по передаче земельной собственности новый владелец в присутствии свидетелей получал от прежнего горсть земли, иногда с воткнутой туда веткой, или соломинку в знак передачи не только участка, но и всех связанных с ним прав. Со временем подобные правовые акты становятся все более символическими и ограничиваются передачей символов этой собственности (например, кома земли) и составлением соответствующего документа.

По мере феодализации общества и развития вассально-ленных отношений И. стала одним из трех основополагающих элементов оформления вассального договора (commendatio) наряду с (homagium) и клятвой верности (fidelitas). Ленная И. скрепляла двусторонний личный союз между вассалом и сюзереном , а также отношения поземельной зависимости. Будущий вассал с непокрытой головой, безоружный и коленопреклоненный, вкладывал сложенные ладони в руки сеньора , тем самым вручая себя (commendare) его покровительству, становясь его «человеком» (homo, отсюда homagium). Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуями. Принося клятву верности и принимая на себя обязательства военной службы (auxilium) и участия в судебно-административной деятельности сеньора (consilium), вассал получал взамен гарантию военной и административной защиты (defensio) и приносящее доход владение (см. ). Передаваемые при этом инсигнии репрезентировали право владельца бенефиция на свершение должностных полномочий и одновременно легитимизировали и манифестировали его власть над территорией и людьми: посох (жезл, скипетр) означал делегирование сеньором судебных полномочий вассалу; меч — право принуждения, т. е. карающую и дисциплинирующую функцию власти; копье — право приказывать. Вручение знамени (vexillum, panna) указывало на особый статус лена, делавшего его владельца королевским вассалом.

В XII в. нормы светской И., в основном характерные для , были зафиксированы в «Книгах феодов» (Libri feudorum) — своде обычного сеньориального права. В позднее Средневековье И. имела место и вне ленной системы, например, И. жезлом управляющих большими поместьями (gastaldus). Символическая передача пера в акте И. нотариев (investitura per pen nam) являлась не только формой репрезентации их права на свершение должностных полномочий, но и формой легитимации составленных ими документов. По мере вовлечения Церкви в бенефициальную систему распределения земельной собственности и превращения епископств и крупных в звенья административного государственного управления (см. ) И. из сферы ленного права проникает и в сферу церковной организации — при введении в церковную должность и во владение соответствующим ей бенефицием (диоцезом, аббатством, церковью): короли или крупные князья на подвластных территориях проводили И. новоизбранных , собственники частных церквей и монастырей — назначаемых в них по своему выбору священников и аббатов. Изначально введение в церковную должность, в отличие от И. в миру, представляло собой две разные процедуры: каноническую (ordinatio), включавшую литургически оформленное рукоположение в сан и передачу (traditio) соответствующих должности инсигний, и собственно И. светским правителем, который в качестве верховного собственника и субъекта права делегировал духовному лицу «мирскую составляющую» его власти, т.е. положенные по должности владения, права и полномочия. Знаками епископского сана, дававшего высшую духовную власть в диоцезе, были посох (baculum pastoralis, pedum), символизирующий пастырские функции епископа, и кольцо (anulus) — знак его духовного супружества с христианской церковью, пожизненную связь с общиной диоцеза и ответственность за нее. По сложившейся в VII в. традиции они передавались новому епископу митрополитом в последней части чина рукоположения.

Однако уже в X в. И. новоизбранного епископа посохом переходит в компетенцию короля и осмысляется как форма передачи власти над епископством, согласно произносимой им формуле: «Прими Церковь» (accipe ecclesiam). Начиная с 1039 германский император Генрих III стал проводить И. епископов не только посохом, но и кольцом (investitura per anulum et baculum), таким образом взяв на себя передачу епископу в акте мирской И. символов его духовной власти (после вручения королем эти предметы освящались и передавались епископу вторично при рукоположении). В акте И. священника собственник церкви вручал ему алтарный покров, канат от колокола, ключ от церкви или столу. Церковная И. свидетельствовала о зависимости Католической церкви на всех ее структурных уровнях от светской власти, по сути узурпировавшей право назначения на церковные должности и распоряжения доходами от церковной собственности, что в последней трети XI в. под знаком григорианской церковной реформы привело к затяжному конфликту папства с императорами , известному как «борьба за И.» или «спор об И.» (controversia investiturae) (См. в ст. Вормсский конкордат ).

Лит.: Арнаутова Ю. Е. Инвеститура в Церкви: идея, практика, значение // Средние века. Вып. 72. М., 2011. С 22—59; Goez W. Kirchenreform und Investiturstreit: 910—1122. Stuttgart, 2008. Keller H. Die Investitur: Ein Beitrag zum Problem der «Staatssymbolik» im Hochmittelalter // Frühmittelalterliche Studien. Bd. 27. Berlin, 1993. S. 51—86.

mob_info