Можно ли делать ду’а после намаза. Можно ли делать дуа после намаза

"Утро – это время бараката и достижения молитв своей цели"(хадис)

Наверное вы замечали, что чем раньше начинается день, тем больше вы успеваете, и тем более он продуктивен. Ранний подъем и особое отношение к утренним часам рекомендован нам также нашей религией. Для верующего есть особенно благословенное время, и это время – после фаджр (утреннего) намаза, о котором пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Аллах, благослови мою умму в утренние часы»..

Вот несколько сунн, которые вы можете совершить после утреннего намаза, тем самым настроится на новый день:

1. Поминание Аллаха

В хадисе сказано: «Ангелы не перестают просить Аллаха о прощении для любого из вас, кто остается на месте после своего намаза (и поминает Аллаха). Они говорят: «Аллах, прости его! Аллах, будь милосерден к Нему» (Бухари).

В другом хадисе сказано: «Для того, кто совершил утреннюю молитву, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры» (Тирмизи).

2. Духа-намаз

Духа-намаз – это добровольный (нафль) намаз, который можно совершать 20 минут после восхода солнца и до того, как до зухр-намаза останется 45 минут. Намаз духа – это залог удачного дня.

В хадисе сказано: «Тому, кто будет совершать два ракята духа-намаза, Аллах Всевышний простит все грехи, даже если их будет так же много, как пены в море» (Тирмизи).

В другом хадисе говорится: «В Раю есть ворота, именуемые «Духа». В судный день глашатай воззовет: «Где те, кто совершал духа-намаз? Это ваши ворота, входите в них с милостью Аллаха» (Табарани).

3. Чтение Корана

Очень полезно эти утренние часы посвящать чтению Корана и размышлению над его смыслом. Это время, когда человек может уединиться с Кораном от всего мира и посвятить только ему, обретая награды и довольство Всевышнего Аллаха. К тому же, это время лучше всего подходит для заучивания Корана.

Аллах сказал в Коране: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78).

В хадисе сказано: «Если человек завершает чтение Корана вечером, ангелы просят о прощении для него до утра; а если он завершает чтение Корана утром, то ангелы просят о прощении для него до вечера».

4. Дуа

В эти благословенные часы, когда весь мир спит, просите Всевышнего о сокровенном, делайте дуа за себя и за своих близких, просите Аллаха даровать вам то, что необходимо. Совершайте дуа с искренним намерением.

5. Распорядок на весь день

Этот пункт не относится к сунне посланника Аллаха (мир ему), тем не менее является показателем бережного отношения к своему времени. С самого утра создайте список дел, которые вы должны совершить на протяжении дня, придерживайтесь этого распорядка, и день пройдет продуктивно!

Сказано в Священном Коране: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, Я удовлетворю ваши дуа» . «Обращайтесь к Господу смиренно и покорно. Воистину, Он не любит невежд».

«Когда тебя (о Мухаммад) вопрашают Мои рабы обо Мне, (пусть узнают) ведь Я близок и отвечаю на призыв молящихся, когда они взывают ко Мне».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа – это поклонение (Аллаху)»

Если после фард намазов нет сунны намазов, например, после намазов ас-субх и аль-аср, читают 3 раза истигфар

أَسْتَغْفِرُ اللهَ

«Астагфиру-Ллах» . 240

Значение : Я прошу у Всевышнего прощения.

Затем произносят:

اَلَّلهُمَّ اَنْتَ السَّلاَمُ ومِنْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالاْكْرَامِ

«Аллахумма антас-Сяляму ва минкас-Саляму табарактя йа Заль-Джаляли валь-Икрам».

Значение : «О Аллах, Ты - Тот, у Которого нет недостатков, от Тебя исходит мир и безопасность. О Тот, Кто обладает Величием и Щедростью».

اَلَّلهُمَّ أعِنِي عَلَى ذَكْرِكَ و شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَادَتِكَ َ

«Аллахумма ‘аынни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ыбадатик».

Значение : «О Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе».

Салават читается как после фарда, так и после сунны-намазов:

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى ألِ مُحَمَّدٍ

«Аллахумма с алли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля a ли Мухаммад».

Значение : «О Аллах, даруй больше величия нашему господину Пророку Мухаммаду и Его роду».

После Салавата читают:

سُبْحَانَ اَللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلاَ اِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ
وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ الْعَلِىِّ الْعَظِيمِ

مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَم يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ

«СубханАллахи валь-хамдулилляхи уа ля илляха илля Ллаху ва-Ллаху Акбар. Ва ля хауля ва ля кув вата илля билляхиль ‘алий-иль-‘аз ым. Маша Аллаху кяна ва ма лям Йаша лям йакун».

Значение: «Аллах чист от недостатков, приписываемых Ему неверующими, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах превыше всего, нет силы и защиты, кроме как от Аллаха. То, что Аллах хотел, будет и то, что не хотел - не будет».

После этого читают «Аяту-ль-Курсий». Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тому, кто после фард намаза читает Аяту-ль-Курсий и Суру «Ихлас», не будет преграды для вхождения в Рай».

«А’узу билляхи минаш-шайт анир-раджим Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»

«Аллаху ля илях a илля хуаль хайюль к аюм, ля та х узуху синату-уаля наум, ляху ма фис самауати уа ма филь ард , ман заллязи яшфа‘у ‘ындаху илля би изних, я‘ляму ма байна айдиихим уа ма х альфахум уа ля юхит уна би шайим-мин ‘ыльмихи илля бима ша, уаси‘а курсийюху ссама-уати уаль ард , уа ля яудуху хифз ухума уа хуаль ‘алийюль ‘аз ы-ым».

Значение А’узу : «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».

Значение Аята аль-Курсий : «Аллах – нет божества, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступаться перед Ним? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля. Ему не в тягость их охранять Он – Всевышний Великий».

Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Кто после каждого намаза скажет 33 раза «Субхана-Ллах», 33 раза «Альхамдулил-Ллях», 33 раза «Аллаху Акбар», а на сотый раз скажет «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘ a ля кулли шайин кадир», Аллах простит его грехи, даже если их так много, как пены в море» .

Затем читают последовательно следующие зикры 246:

После этого читают:

لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ.لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ
وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ


«Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘ a ля кулли шайин кадир».

Потом поднимают руки на уровень груди ладонями вверх, читают дуа, которые читал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) или любые другие дуа, которые не противоречат Шариату.

Ду’а - это служение АЛЛАХУ

Ду’а - это одна из форм поклонения Всевышнему Аллаху. Когда человек обращается с просьбой к Создателю, действием этим он подтверждает свою веру в то, что только Аллах Всевышний может даровать человеку все, в чем он нуждается; что Он – Единственный, на Кого следует полагаться и к Кому надо обращаться с молитвами. Аллах любит тех, кто как можно чаще обращается к Нему с различными (разрешенными по Шариату) просьбами.

Ду’а является оружием мусульманина, дарованным ему Аллахом. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Хотите, я научу вас такому средству, которое поможет вам преодолеть несчастья и беды, постигшие вас?» . «Хотим»,- ответили сподвижники. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если читать ду’а «Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-залимин 247 », и если читать ду’а для брата по вере, который в этот момент отсутствует, то ду’а будет принято Всевышним». Рядом с читающим ду’а стоят ангелы и говорят: «Аминь. Да станет с тобой то же самое»

Ду’а является ибадатом, вознаграждаемым Аллахом и для его совершения существуют определенный порядок:

Ду’а следует начинать со слов восхваления Аллаха: «Алхамдулилляхи Раббиль ‘алямин» , затем надо читать салават Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллахумма салли ‘аля али Мухаммадин ва саллям» , затем необходимо покаяться в грехах: «Астагфируллах» .

Сообщается, что Фадаля бин Убайд (радыйаллаху анху), сказал:«(Однажды) посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив (перед этим) Аллаха и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), и посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Этот (человек) поспешил!», - после чего подозвал его к себе и сказал ему /или: ...кому-то другому/:

«Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратится к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на Пророка», - (саллаллаху алейхи ва саллям), - «а уже потом просит, чего пожелает».

Халиф Умар (да осенит его милость Аллаха) говорил:«Наши молитвы достигают небесных сфер под названием «Сама» и «Арша» и находятся там до тех пор, пока мы не произнесем салаваты Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), и только после этого они достигают Божественного престола».

2. Если ду’а содержит важные просьбы, то до его начала надо совершить омовение, а если очень важные – надо совершить омовение всего тела.

3. При чтении ду’а желательно повернуться лицом в сторону Кыблы.

4. Руки надо держать перед лицом ладонями вверх. После завершения ду’а надо руками провести по лицу, чтобы баракят, которым наполнились протянутые руки, коснулся и лица.Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): « Поистине, ваш Господь Живой, Щедрый, не может отказать Своему рабу, если тот поднимает руки в мольбе»

Анас (радыйаллаху анху) передает, что во время дуа Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки настолько, что была видна белизна его подмышек»

5. Просьбу надо произносить уважительным тоном, тихо, чтобы окружающие не слышали, при этом нельзя обращать взор к небесам.

6. В завершении ду’а надо, как и в начале, произнести слова восхваления Аллаха и салавата Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) затем сказать:

سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ .

وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ .وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Субхана Раббикя Раббиль ’изатти ‘амма ясифуна ва салямун ‘аляль мурсалина валь-хамдулилляхи Раббиль ‘алямин» .

Когда Аллах принимает ду’а прежде всего ?

В определенное время: месяц Рамадан, Ночь Ляйлят-уль-Кадр, ночь на 15-е Шаабана, обе ночи праздника (Ураза-Байрам и Курбан-Байрам), последняя треть ночи, ночь и день пятницы, время от начала рассвета и до появления солнца, от начала заката и до его завершения, период между азаном и икаматом, время, когда имам приступил к джума-намазу и до его окончания.

При определенных действиях: после чтения Корана, во время испития воды зам-зам, во время дождя, во время саджда, во время зикра.

В определенных местах: в местах совершения Хаджа (гора Арафат, долины Мина и Муздалиф, возле Каабы и др.), рядом с источником Зам-зам, рядом с могилой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Ду’а после намаза

«Сайидуль-истигфар» (Господин молитв покаяния )

اَللَّهُمَّ أنْتَ رَبِّي لاَاِلَهَ اِلاَّ اَنْتَ خَلَقْتَنِي وَاَنَا عَبْدُكَ وَاَنَا عَلىَ عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَااسْتَطَعْتُ أعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَىَّ وَاَبُوءُ بِذَنْبِي فَاغْفِرْليِ فَاِنَّهُ لاَيَغْفِرُ الذُّنُوبَ اِلاَّ اَنْتَ

«Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдике ва ва’дике мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би-ни’метикя ‘алейя ва абу бизанби фагфир лии фа-иннаху ля йагфируз-зунуба илля анте».

Значение : «Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил своих сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи».

أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا صَلاَتَنَا وَصِيَامَنَا وَقِيَامَنَا وَقِرَاءتَنَا وَرُكُو عَنَا وَسُجُودَنَا وَقُعُودَنَا وَتَسْبِيحَنَا وَتَهْلِيلَنَا وَتَخَشُعَنَا وَتَضَرَّعَنَا.

أللَّهُمَّ تَمِّمْ تَقْصِيرَنَا وَتَقَبَّلْ تَمَامَنَا وَ اسْتَجِبْ دُعَاءَنَا وَغْفِرْ أحْيَاءَنَا وَرْحَمْ مَوْ تَانَا يَا مَولاَنَا. أللَّهُمَّ احْفَظْنَا يَافَيَّاضْ مِنْ جَمِيعِ الْبَلاَيَا وَالأمْرَاضِ.

أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا هَذِهِ الصَّلاَةَ الْفَرْضِ مَعَ السَّنَّةِ مَعَ جَمِيعِ نُقْصَانَاتِهَا, بِفَضْلِكَ وَكَرَمِكَ وَلاَتَضْرِبْ بِهَا وُجُو هَنَا يَا الَهَ العَالَمِينَ وَيَا خَيْرَ النَّاصِرِينَ. تَوَقَّنَا مُسْلِمِينَ وَألْحِقْنَا بِالصَّالِحِينَ. وَصَلَّى اللهُ تَعَالَى خَيْرِ خَلْقِهِ مُحَمَّدٍ وَعَلَى الِهِ وَأصْحَابِهِ أجْمَعِين .

«Аллахумма, такаббаль минна Салятана ва сыйамана ва кыйамана ва кыраатана ва руку’ана ва суджудана ва ку’удана ва тасбихана ватахлиляна ва тахашшу’ана ва тадарру’ана. Аллахумма, таммим таксырана ва такаббаль тамамана вастаджиб ду’аана ва гфир ахйаана ва рхам маутана йа мауляна. Аллахумма, хфазна йа файйад мин джами’и ль-баляйа валь-амрад.

Аллахумма, такаббаль минна хазихи салята аль-фард ма’а ссуннати ма’а джами’и нуксанатиха, бифадликя вакярамикя ва ля тадриб биха вуджухана, йа иляха ль-’алямина ва йа хайра ннасырин. Таваффана муслимина ва альхикна биссалихин. Васалля ллаху та’аля ‘аля хайри халькыхи мухаммадин ва ‘аля алихи ва асхабихи аджма’ин».

Значение : «О, Аллах, прими от нас молитву нашу, и пост наш, стояние наше пред Тобой, и чтение Корана, и поясной поклон, и земной поклон, и сидение пред Тобой, и восхваление Тебя, и признание Тебя Единственным, и смирение наше, и почтение наше! О, Аллах, восполни наши упущения в молитве, прими наши правильные действия, ответь на наши мольбы, прости грехи живым и смилостивись над покойными, о, Владыка наш! О, Аллах, о, Щедрейший, убереги нас, от всех бед и болезней.
О, Аллах, прими от нас молитвы фарз и сунны, со всеми нашими упущениями, по милости и щедрости Твоей, но не кинь молитвы наши, нам в лицо, о, Господь миров, о, лучший из Помощников! Упокой нас мусульманами, и присоедини к числу праведников. Да благословит Аллах Всевышний лучшее из своих творений Мухамада, его родных и всех его сподвижников».

«Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-бухли, ва а’узу бикя мин аль-джубни, ва а’узу би-кя мин ан урадда иля арзали-ль-’умри ва а’узу би-кя мин фитнати-д-дунйа ва ‘азаби-ль-кабри».

Значение : «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от скупости, и я прибегаю к Тебе от малодушия, и я прибегаю к Тебе от беспомощной старости, и я прибегаю к Тебе от искушений мира этого и мучений могилы».

اللهُمَّ اغْفِرْ ليِ ذَنْبِي كُلَّهُ, دِقَّهُ و جِلَّهُ, وَأَوَّلَهُ وَاَخِرَهُ وَعَلاَ نِيَتَهُ وَسِرَّهُ

«Аллахумма-гфир ли занби кулля-ху, дикка-ху ва джилляху, ва авваля-ху ва ахира-ху, ва ‘алянийата-ху ва сирра-ху!»

Значение О Аллах, прости мне все мои грехи, малые и большие, первые и последние, явные и тайные!

اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ, وَبِمُعَا فَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لاَاُحْصِي ثَنَا ءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِك

«Аллахумма, инни а’узу би-рида-кя мин сахати-кя ва би-му’афати-кя мин ‘укубати-кя ва а’узу би-кя мин-кя, ля ухсы санаан ‘аляй-кя Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя».

Значение О Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказа­ния Твоего и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере.

رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْلَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

«Раббана ля тузиг кулубана ба’да из хадейтана уа хаблана мин ладункарахманан иннака ентель-уаххаб». з ина мин каблина, раббана уа ля тухаммильна маля такаталяна бихи уа’фу’анна уагфирляна уархамна, анте мауляна фансурна ‘аляль каумиль кафирин».

Значение: «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего».

Тема смерти - одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни.

В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже. Оказывшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:

«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»

Перевод смысла: «О, Аллах! Прости (имя покойника) , возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун

Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!

Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!» В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) упоминается, что обычно по завершению погребения Пророк (с.г.в.) стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы» (Абу Дауд и аль-Байхаки). В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане прибегают к специальным дуа -их можно читать как на родном языке, так и на арабском. Вот некоторые примеры таких молитв:

«Аллахуммягъфир-ляху уархямху уагафихи уагъфу а’нху уа акрим нузулляху уа уасси’ мудхъаляху уагъсильху биль-мя-и уассяльджи уабяради уа някъкыхи миняль-хъатаайа кямя някъкайтяль-сяубяль-абйяда миняд-дяняси уа абдильху дяран хъайран мин дярихи уа ахлялЬ хъайран мин ахлихи уазяуджян хъайран мин зяуджихи уа-аджильхуль-джяннятя уа агъинзху мин а’зябиль-кабри уа а’зябин-няр»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила - прим. сайт ) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения - прим. сайт ), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)

«Аллахуммя-гъфир лихийяня уа мяййитиня уа шяхидиня уага-и-биня уа сагъыириня уа кябииириня уа зякяриня уя унсяня. Аллахуммя мян ахйайтяху миння фя-ахйихи а’ляль-ислями уа мян тяуяффяйтяху миння фятяуаффяху а’ляль-имян. Аллахуммя ля тяхримня аджраху уа ля тудылляня бя’дях»

Перевод смысла: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний - прим. сайт ) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).

«Аллахуммя иння (имя покойного ) фии зиммятикя хябли джявярикя факъыхи мин фитнятиль-къабри уа а’заабин-нняри уа антя ахлюль-вяфя-и вяль-хяккъ. Фягъфирляху вярхямхю иннякя антяль-гъафурур-рахиим»

Перевод смысла: «О, Аллах, поистине (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты - Прощающий, Милосердный!» (Эта дуа приведена в хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда).

«Аллахуммя а’бдукя вябню амятикя ихтяджя иля рахмятикя уа антя гъаниййун а’н а’зябихи ин кяня мухсинн фязид фии хясянятихи уа ин кяня мусии-ан фятяджяузз а’нху»

Перевод смысла: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).

Существует также отдельное дуа, к которому прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:

«Аллахуммя-джа’лху ляня фяратан уа сяляфян уа аджран»

Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»

Дуа на кладбище

Известно, что мусульмане регулярно навещают могилы своих близких и предков. входит также в традицию проведения главных исламских праздников - Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает).

Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:

«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад» (хадис от Муслима)

Перевод смысла: «Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».

Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:

«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар» (Тирмизи)

Перевод смысла: «Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».

Но насколько полезными для умерших людей будут совершённые в их пользу благие деяния - мольба и подаяние? Этот вопрос занимает умы исламских учёных, среди которых встречаются и те, кто ставит под сомнение возможность помощи покойникам живыми людьми.

Доводы тех, кто выступает «за»

Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос: 1. В Священном Коране приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:

«А те, которые пришли после них, говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный"» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла. 2. Очень часто можно встретить хадис, в котором говорится о делах, приносящих пользу человеку после смерти. «С наступлением смерти человека список его благих дел закрывается [то есть его уже нельзя будет пополнить] , однако три действия будут приносить ему вознаграждение и в могиле. Это - подаяние, сделанное в пользу других людей, которые продолжают им пользоваться, производство знаний и благовоспитанный ребёнок, который будет молиться за своего родителя после его смерти» (Муслим). 3. (погребальная молитва) представляет собой, по сути, просьбу в адрес Создателя о прощении грехов умершего. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.) при завершении всех необходимых процедур по приготовлению умершего к погребению говорил сподвижникам следующие слова: «Совершайте дуа за спасение души нашего брата, проявление им стойкости и твёрдости, ведь именно сейчас он подвергается испытаниям в могиле» (Абу Дауд). В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, говорится, что пришедшие на погребальную молитву люди фактически будут заступаться за умершего. Если таких людей будет не менее ста, то Аллах примет их заступничество за него. 4. В хадисе, передаваемом Айшой (р.а.), сообщается, как однажды к Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) обратился мужчина и спросил: «У меня умерла мама. Несмотря на это, я чувствую, что если бы она была жива, то дала бы подаяние нуждающимся. Могу ли я сейчас вместо неё совершить это деяние?» Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил на этот вопрос утвердительно (приводят Бухари и Муслим). 5. Ещё одним доводом в пользу необходимости молиться за спасение душ умерших является норма из исламского права, которая позволяет совершать паломничество (хадж) за покойника. 6. В одном из хадисов Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится следующая ситуация. К нему привели овцу, которую он зарезал сам. После этого Пророк (с.г.в.) произнёс: «Ради довольства Всевышнего. Аллах велик! Я совершил это действие за себя лично и за всех тех членов моей общины, кто не смог совершить жертвоприношение» (Абу Дауд, Тирмизи).

Аргументы противников мольбы за умерших

Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы: 1) Мутазилиты, проповедовавшие в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводят следующий аят:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)

Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется. 2) Частым инструментом в руках мутазилитов выступал другой аят Священного Корана:

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)

Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций. Начнём с того, что приведённый аят является . Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»:

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)

Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти. Далее стоит отметить, что в приводимом мутазилитами аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, который упоминается в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии. Таким образом, мутазилитский взгляд на рассматриваемый вопрос отвергается подавляющим большинством мусульманских учёных.

Вопрос: Я хочу задать вопрос, который меня смущает: является ли чтение дуа после совершения коллективного намаза нововведением (бид’а)? Я в растерянности, поскольку некоторые ссылаются на то, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не читал дуа во время коллективного намаза.

Ответ: Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том. Давайте разделим ответ на три части. В первой части поговорим о чтении дуа после обязательных (фарз) намазов, во второй части рассмотрим вопрос поднимания рук во время чтения дуа и в третьей обсудим проблему коллективного чтения дуа. Что касается первого пункта – чтения дуа после обязательных намазов – хорошо известно, что обращение к Всевышнему и чтение дуа после любого намаза является сунной. Так поступал благословенный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и все праведные предшественники.

Некоторые доказательства, подтверждающие это

1) Абу Умама аль-Бахили сообщает: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какие дуа принимаются быстрее. Он ответил: «Те, которые вы читаете в полночь и после обязательных намазов» .

2) Мугира ибн Шуба сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды обращался с мольбой к Всевышнему после каждого намаза .

3) Тавбан сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после завершения намаза имел обыкновение трижды испрашивать прощения у Аллаха, произнося: «О Аллах! Ты – мир, и от Тебя исходит мир, Ты возвышаешься над всеми, О Великий и Милосердный» .

4) Мугира ибн Шуба сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил после завершения намаза: «Нет божества, кроме Аллаха, у него нет сотоварищей. Ему принадлежит власть, Ему – все восхваления, и Он над каждой вещью мощен. О Аллах, никто не в силах избежать того, что Ты ему ниспошлешь, и никто не может получить того, в чём Ты откажешь, самая большая удача не поможет без Твоей воли» .

5) Муаз ибн Джабаль сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Советую тебе, о Муаз, после каждого намаза произносить следующие слова: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо Тебе поклоняться» .

Это лишь некоторые из хадисов, которые побуждают обращаться с мольбой к Всевышнему после намазов, как обязательных, так и желательных. Существует множество других подобных передач, которые я не упомянул, для того чтобы не удлинять статью.

Поднятие рук во время обращения с мольбой к Всевышнему

Поднятие рук во время обращения к Всевышнему так же является Сунной нашего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Существуют хадисы общего характера, которые указывают на то, что руки должны быть подняты во время обращения с мольбой, а также существуют хадисы, которые непосредственно относятся к обычаю поднимать рук во время обращения к Всевышнему после намаза.

Некоторые общие хадисы

1) Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поднятие рук (при обращении к Аллаху) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих» .

2) Малик ибн Ясар сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы просите Аллаха, просите его ладонями своих рук и не просите Его, повернув руки тыльной стороной» .

3) Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда поднимал свои руки во время обращения к Аллаху, не опускал их до тех пор, пока не протрёт ими свое лицо» .

Хадисы, в которых непосредственно говорится о поднимании рук во время обращения к Всевышнему после намаза

1) Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет раба Аллаха, который бы поднял свои руки после намаза, а затем сказал: «О Аллах, мой Господь, Господь Ибрагима, Господь Исхака, Господь Якуба, Господь Джибрила, Господь Малика, Господь Исрафила, прошу тебя ответить на мою мольбу…», – и Аллах оставил бы его (поднятые) руки пустыми» .

2) Абдулла ибн Зубайр, да будет доволен им Аллах, видел, как человек поднял руки и обратился с мольбой до того, как он завершил намаз. Когда этот человек закончил намаз, он сказал ему: «Посланник Аллаха никогда не поднимал рук до тех пор, пока не завершит намаз» .

3) Абу Хурайра, да будет довлен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки после того, как дал салам, и затем, повернувшись лицом в направлении Киблы, сказал: «О Аллах… освободи слабых мусульман из рук неверных» .

4) Абу Вадаа сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Желательный) ночной намаз состоит из последовательности в два ракаата каждая, поэтому читайте ташаххуд после каждого второго раката, выражайте преданность и смирение в своей молитве, поднимайте ваши руки и говорите: «О Аллах, прости меня». У того, кто не сделает этого, молитва не будет закончена» .

Существует множество хадисов о поднятии рук во время обращения к Всевышнему, как общего характера, так и непосредственно после намазов. Великий правовед, знаток хадиса и учёный имам ас-Суюти упоминает в своей книге «Тадриб ар-Рави», что существует приблизительно 100 сообщений о поднятии рук во время обращения к Всевышнему и, хотя в них описываются отдельные случаи, таким образом, достигается уровень достоверности (таватур би ма’на) .

Коллективное обращение к Всевышнему

Коллективное обращение к Всевышнему также соответствует Корану и Сунне. Существует множество доказательств коллективного чтения дуа в Коране и Сунне, как в рамках совершения намаза, так и отдельно.

1) Всевышний Аллах сказал нашему господину Мусе и нашему господину Харуну, мир им: «Принята ваша молитва (О Муса и Харун)!» (сура «Юнус», 10:89). От сподвижников и предшественников, мнения которых совпадают по этому вопросу, передаётся, что способ такого обращения к Всевышнему состоял в том, что Муса, мир ему, обратился с мольбой к Всевышнему, когда Харун, мир ему, сказал: «Амин», – как сообщалось имамами тафсира от Ибн Аббаса, Абу Хурайры, Абу аль-Алийи, Абу Салиха, Икрима, Мухаммада ибн Кааб аль-Курази, Раби ибн Анаса и других .

2) Хабиб ибн Масляма аль-Фихри сообщает, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет такой группы, которая собирается и один из них читает молитву, а другие говорят: «Амин», – кроме такой у которой Аллах принял их молитву» .

3) Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сообщает, что сельский житель пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пятницу и сказал: «О Посланник, Аллаха! Скотина умирает, члены семьи умирают, люди умирают!» После этого Посланник Аллаха поднял руки в молитве, и люди подняли руки в молитве вместе с Посланником Аллаха …» .

4) Абу Шаддад сообщает, когда жил Убада ибн аль-Самит, он подтвердил это: «Мы были в доме Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он спросил: «Есть ли среди вас чужаки?» Он имел в виду одного из людей Писания. Мы сказали: «Нет, О Посланник Аллаха». Он велел закрыть дверь и сказал: «Поднимите свои руки и скажите: «Ля иляха илляЛлах»». Мы подняли руки на некоторое время. Затем он сказал: «О Аллах! Воистину, Ты послал меня с этими словами и пообещал за это Рай. Воистину, Ты не разрушишь надежду». Затем он сказал: «Радуйтесь, Аллах простил вас» .

Приведенные выше и другие сообщения являются ясным доказательством того факта, что коллективное обращение к Всевышнему не противоречит Сунне и не является нововведением (бид’а). Это относится как к обращению в рамках намаза, так и отдельно. В свете вышесказанного становится ясно, что коллективное обращение к Всевышнему после намаза не является нововведением, поскольку имеет подтверждение в Сунне. Существуют свидетельства того, что следует обращаться к Всевышнему непосредственно сразу после обязательных молитв, и что поднятие рук во время обращения также является Сунной, и наконец, что коллективное обращение к Всевышнему также представлено в Сунне.

Теперь, суммируя три части ответа, можно сказать, что, если человек обращается к Всевышнему вместе с имамом и другими людьми, в этом нет ничего неправильного. Нам не нужен хадис, где бы непосредственно говорилось, что нужно обращаться к Всевышнему после намаза, подняв руки, коллективно, и что это является Сунной, ведь, суммировав три вида вышеприведённых доказательств, мы поймём, что этого достаточно, чтобы доказать достоверность этого обычая. Например, имам обращается к Всевышнему после обязательных молитв, потому что об этом ясно упоминается в Сунне, с поднятыми руками, так как это тоже представлено в Сунне, и те, кто совершает намаз за ним, присоединяются к нему, поскольку коллективное обращение к Всевышнему также нашло подтверждение в Сунне, и в этом нет никакой проблемы. Более того, если поклоняющиеся обращаются к Всевышнему одновременно, после намазов, тогда автоматически это становится коллективным обращением. Сказав это, я должен отметить, что статус коллективного обращения после обязательных намазов является мустахабом или Сунной. Многие люди верят, что обращение к Всевышнему является неотъемлемой частью намаза, и поэтому тот, кто не делает этого, неправ. Такого мнения нужно избегать, поскольку обращение к Всевышнему после намаза не является обязательным. Если человек не читает дуа, его не следует упрекать или смотреть на него свысока. Люди должны иметь свободу делать то, что они хотят. По этой причине некоторые учёные постановили, что было бы лучше, если бы люди изредка переставали читать дуа, так, чтобы концепция «обязательности» ушла из сознания людей. Такое обращение к Всевышнему можно делать вслух или про себя. Тем не менее, предпочтительней делать это про себя, так как Всевышний Аллах сказал: «Взывайте к вашему Господу со смирением и в душе» (сура «аль-А’раф», 7:55).

بسم الله الرحمن الرحيم 1. Мусульманин откуда берёт своё вероубеждение? - Из Корана и Сунны. 2. Где Аллах? - Над семью небесами, над своим Троном. 3. Какой довод указывает на это? - Всевышний сказал: «Милостивый вознёсся на Трон». (20:5). 4. Что означает слово «вознёсся»? - Возвысился. 5. Для чего Аллах сотворил джиннов и людей? - С той целью, чтобы они поклонялись Ему одному, не приобщая сотоварищей. 6. А какое доказательство у этого? - Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (51:56). 7. Что значит «поклонялись»? - То есть, искренне исповедовали единобожие. 8. Каково значение у свидетельства «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха - ля иляха илля Аллах»? - Никто не достоин поклонения, кроме Аллаха. 9. Какое самое важное поклонение? - Таухид (единобожие). 10. Какой самый большой грех? - Ширк (многобожие). 11. Что означает таухид? - Поклонение одному лишь Аллаху, не придавая ничего в сотоварищи. 12. А что означает ширк? - Поклонение кому-либо или чему-либо помимо Аллаха или наряду с Ним. 13. Сколько видов таухида? - Три. 14. Какие? - Единобожие в господстве, в поклонении и в обладании именами и атрибутами. 15. Что является единобожием в господстве? - Деяния Аллаха, такие как: сотворение, наделение уделом и пропитанием, оживление и умерщвление. 16. Каково определение у «единобожия в поклонении»? - Это поклонение людей Единственному Богу, например, посвящение Ему мольбы, жертвоприношения, земных поклонов и других таких деяний. 17. Есть ли у Аллаха имена и атрибуты? - Да, несомненно. 18. Откуда мы узнаём об именах и атрибутах Аллаха? - Из Корана и Сунны. 19. Схожи ли атрибуты Аллаха с нашими качествами? - Нет. 20. А в каком аяте говорится, что атрибуты Аллаха не схожи с качествами созданий? - «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». (42:11). 21. Коран - чья речь? - Аллаха. 22. Ниспослан или сотворён? - Ниспослан (является словом Аллаха) 23. Что означает воскрешение? - Оживление людей после их смерти. 24. Какой аят указывает на неверие тех, кто отрицает воскрешение? - «Неверующие полагают, что они не будут воскрешены…» (64:7). 25. Каково доказательство из Корана относительно того, что Аллах воскресит нас? - «Скажи: “Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены…”» (64:7). 26. Сколько столпов Ислама? - Пять. 27. Перечисли их. - Свидетельство «Ля иляха илля Аллах», молитва, выплата закята, пост в месяц Рамадан и хадж при возможности. 28. Столько столпов веры? - Шесть. 29. Перечисли их. - Вера в Аллаха, в ангелов, в Писания, в посланников, в Последний день и в предопределение как хорошего, так и плохого. 30. Сколько столпов чистосердечия в поклонении? - Один. 31. Какова его суть? - Ты поклоняешься Аллаху так, будто ты видишь Его, ведь даже если ты не видишь Его, Он все равно видит Тебя. 32. Что означает ислам вкратце? - Подчинение Аллаху через соблюдение единобожия и повиновение Ему через покорность, а также отречение от ширка и многобожников. 33. Каков смысл веры? - Она выражается в произнесении слов благочестия, в истинном убеждении сердцем и в выполнении праведных деяний телом (намаза, поста…), увеличивается благодаря покорности Господу и уменьшается из-за грехов. 34. Ради кого мы режем жертвенных животных и перед кем совершаем земной поклон? - Только ради Аллаха и только перед Ним, не приобщая в этом сотоварищей. 35. Можно ли зарезать животное не ради Аллаха и можно ли поклониться созданию? - Нет, это запретно. 36. Каково положение таких поступков? - Это является большим ширком. 37. Каково суждение о том, кто клянётся не именем Аллаха, к примеру, говорит: «Клянусь пророком» или «клянусь твоей жизнью»…? - Он впадает в малый ширк. 38. Какой аят свидетельствует о том, что если многобожник умер и не покаялся прежде, Аллах не простит ему? - «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей…» (4:48). 39. Дозволено ли кланяться солнцу и луне? - Нет. 40. Какой аят указывает на запретность поклонения им? - «Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их…» (41:37). 41. Какой аят указывает на обязательность поклонения одному лишь Аллаху и на запретность приобщения сотоварищей? - «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей». (4:36). 42. Каково доказательство из Корана касательно обязательности обращаться с мольбой только к Аллаху? - «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом». (72:18). 43. Какой хадис указывает на запретность заклания животных не ради Аллаха? - «Аллах проклял того, кто зарезал животное не ради Него». 44. Когда дозволено просить помощи у кого-либо из людей? - Когда человек жив, находится возле тебя и способен помочь. 45. А когда нельзя просить помощи у них? - Если человек мёртв или отсутствует (находится в другом месте…), или не способен помочь. 46. Кто первый посланник? - Нух, мир ему. 47. Кто последний посланник? - Мухаммад, мир ему и благословение. 48. Какова миссия посланников, мир им? - Они призывали к единобожию и к повиновению Господу, запрещали многобожие и ослушание Его велений и запретов. 49. Что Аллах предписал вначале сынам Адама? - Он предписал искренне верить в Него и отвергнуть ложных божеств. 50. Являются ли иудеи мусульманами? - Нет. 51. Почему? - Потому что они говорят, что Узайр - сын Бога, и не приняли истину, с которой пришёл Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. 52. Являются ли христиане мусульманами? - Нет. 53. Почему? - Потому что они говорят: «Мессия Иса - сын Бога», и воспротивились истине с которой пришел пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. 54. Есть ли у Аллаха сын? - Нет. 55. Какие аяты служат доказательством этому? «Он не родил и не был рождён». (112:3) и многие другие. 56. Почему маджусы неверующие? - Потому что они поклоняются огню.

mob_info