Классный час: на тему "Умение владеть собой". Классный час «Как научиться управлять собой» (урок самовоспитания) Что делает несчастным

Классный час "Человек отражается в своих поступках" Цель:      развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны; выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения; активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера; Форма проведения: практикум. Подготовительная работа.      Подготовить аудиторию. Разделить класс на 3 микрогруппы. Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества». Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса. Напечатать карточки с разными эмоциональными состояниями: восторг, радость, страх и др. Оформление, оборудование и инвентарь.     Компьютер, проектор, презентация классного часа. На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске). Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах. На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся. Ход мероприятия 1. Вступительное слово преподавателя. Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – 1 дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно. Вопросы для обсуждения: – А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или учителя? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие? – А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе. – Как вы считаете, ребята, знаете ли Вы себя? – Давайте сейчас это и проверим. Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно игр. Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке. Мои положительные Мои отрицательные Что мне нужно изменить качества качества в своем поведении … 2 По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы. Задание № 2. Тест-опрос Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я … Когда от меня требуют послушания, я … Когда меня просят не грубить, я … Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я … Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты … 6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы … 7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?… 8. Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать? 9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь? 10.Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае? 11.Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае? 1. 2. 3. 4. 5. – А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя? Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние. Задание № 3. «Улови настроение группы». Трем ученикам предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость) по подгруппам. Вернувшись в кабинет, дети должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в группе). Вопросы ученикам: 3   Трудно ли было Вам уловить настроение других студентов? По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить? Задание № 4. «Прогнозируем поступок». Трем детям предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация.Детям предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации. Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому ученику необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана. Вопросы детям:    Согласны ли вы соблюдать их? Что может помешать в нашей группе не соблюдать этих правил Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека? (Заслушиваются ответы учеников). – Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно. Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский) 4

МКУ «Социальный приют для детей и подростков»

Осинниковского городского округа

Беседа

«Я могу контролировать свое поведение»

Составил: Давличарова Е.А.

Осинники

2013

Тема: «Я могу контролировать свое поведение»

Цель: обучение воспитанников осознавать адекватность поведения.
Задачи.
1. Способствовать развитию положительной модели поведения.
2. Обучать уровню психологической грамотности, расширяя их представление
о себе.
3. Развивать навыки общения, получение обратной свя­зи.

I Вступительная беседа

Самоконтроль поведения - возможность человека отвечать за свое поведение в достаточно широком круге ситуаций. Если человек смог изменить свое поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это ситуативное изменение собственного поведения. Если человек изменил свое поведение в целом, принципиально, это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, говорится о самоконтроле поведения. Если человек может контролировать не только свое поведение, но и свое состояние, свои эмоции, говорят, что этот человек умеет .

Важно, когда человек может контролировать свое поведение. И сегодня мы будем этому учиться

II Основная часть

На занятии мы рассмотрим несколько вопросов о правилах поведения.

Что такое социальные нормы поведения?

Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, , ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.

Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.

Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.

Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы.

Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли , директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.

Через игру подросток входит в мир взрослых, где главную роль выполняют запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции, одним словом - социальные нормы. В обществе существует множество видов социальных норм.

Обычаи и традиции

Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения людей в повседневной жизни. Привычки - это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Образ жизни создается нашими привычками. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Таковы привычки чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь и т. д. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки: громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти. Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры - это внешние формы поведения человека. Они основаны на привычках и получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Хорошим манерам необходимо учить. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом - все это повседневные манеры воспитанного человека. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе - этикет. - это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

Социальные нормы - это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

Большое значение в жизни общества имеют обычаи. Обычай - это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи присущи широким массам людей. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как достояние, как ценности. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников.

Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Обычаи и традиции сопровождаются обрядами. Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. сопровождают важные моменты человеческой жизни. Они могут быть связаны с рождением человека, крещением, свадьбой, помолвкой. Обряды сопровождают вступление человека в новую сферу деятельности: воинская присяга, посвящение в студенты. Со смертью человека связаны такие обряды, как погребение, отпевание, поминки.

Нравы и законы

Нравы - особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» происходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis в переводе означает «нравственный». Нравы - это обычаи, имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Во всех обществах считается безнравственным оскорблять старших, обижать слабого, унижать инвалида, нецензурно выражаться. Особой формой нравов является табу. Табу - это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы. В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу на кладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.

Нравственность опирается на систему .

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.

Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы . Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и человеческое достоинство, собственность.

III Итог

Человеческое общество не может существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, религия, право регулируют жизнь и взаимоотношения людей, сплачивают общество и поддерживают общественный порядок.

Ребята, а как вы думаете, что мешает человеку контролировать свое поведение?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИ
КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ

При оценке способности контролировать свое поведение необходимо учитывать следующие параметры:
1) Способность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своего социального положения, состояния здоровья, психических и личностных качеств и свойств.
2) Самооценка собственных поступков, действий, намерений и мотивов другого человека с пониманием их смысла и значений.
3) Способность правильно вести себя в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами, соблюдать установленный общественный порядок, соблюдать личную чистоплотность, порядок во внешнем виде и другое.
4) Способность к ситуативному поведению, адекватности разработки и выбора типовых планов, синтеза действующего плана достижения цели, межличностным взаимоотношениям, выполнению ролевых функций.
5) Возможность менять свое поведение при изменении условий или неэффективности поведения (пластичность, критичность и изменчивость).
6) Способность осознания личной безопасности (понимания внешней опасности, распознавание объектов, могущих принести вред и другое).
7) Полноценность использования орудий, знаковых систем в управлении собственным поведением.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Классный час для старшеклассников

(урок самовоспитания)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Подготовила

КУЗЬМЕНКО НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА

учитель немецкого языка высшей категории

МАОУ-СОШ №1 им.В.И.Фадеева

станицы Калининской Калининского района

Краснодарского края

2012 г.

Как научиться управлять собой

(урок самовоспитания)

Цель : убедить учащихся в важности самовоспитания для успешного решения

жизненных вопросов.

Задачи : воспитать чувство самоуважения, веры в себя, желание добиваться

поставленной цели.


Ход классного часа.


Каждый из нас, естественно, хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже у самых умных и мудрых. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведем себя совершенно иначе.

По словам главного раввина России Берла Лазара «Сильный не тот, кто поднимет больше, прыгнет дальше, а тот, кто может стать хозяином своих начинаний, своих желаний, кто умеет владеть собой, не ищет оправдания своим плохим поступкам, а предотвращает их.»


Умейте управлять собой

Во всем ищите доброе начало

И, споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать с начала…

Споткнувшись самому вставать,

В себе самом искать опору

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять!

Управлять своими чувствами, психическим состоянием, поступками, поведением можно используя самоодобрение, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, аутогенную тренировку.

Самоодобрение – обращение к самому себе для укрепления веры в себя.

При этом используются такие приемы самоуспокоения: самоуспокоение (дело посильное и я его выполню):

Внушение уверенности в себе (я могу)

Равнение на любимого героя (а ему было каково? Как бы он поступил?)

Упрек в свой адрес (ну, что раскис? Нельзя быть размазней!)

Самоубеждение – убеждение себя в чем-либо путем соответствующих доводов и аргументов.

Самоприказ – приказ самому себе. Это действенный прием, позволяющий не терять самообладание и управлять собой даже в самых экстремальных условиях. Самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, совершенствовать свои личные качества, выполнять трудную работу, мобилизовать свои силы и волю в трудную минуту.

Для размышления предлагаю вам отрывок из книги Ю Рагозина

«Фехтование на нервах»

Человек может много, может все и еще столько же».

Гигантский лайнер лениво рассекал океанские волны. Время шло к обеду. Мо­лодой человек, стоящий на корме, оглядел­ся и, убедившись, что за ним никто не наблюдает, не торопясь перелез через ог­раждение; ему хотелось пощекотать свои нервы. Одно неосторожное движение - и с высоты шестого этажа он полетел в во­ду. Когда вынырнул, принялся кричать изо всех сил. На корабле по-прежнему игра­ла музыка...

Молодой человек был весьма посред­ственным пловцом. Обессилевший от кри­ка, он с ужасом понял, что на корабле его не услышат; надежды на спасение рас­таяли. По инерции он торопливо плыл в направлении удаляющегося лайнера, но очень скоро тот превратился в точку на горизонте, а потом и вовсе исчез.

Первой мыслью отчаянья было сделать как можно больший глоток горькой воды и, отдавшись стихии, пойти ко дну. Рас­считывать на то, что его случайно заме­тят с какого-нибудь проходящего судна, было безумием. Даже если на корабле хватятся и обнаружат, что пассажир ис­чез, то в безбрежном океане его все рав­но не найдут.

«И все-таки я поборюсь»,- подумал он, вспомнив изречение древних: дышу, пока надеюсь; надеюсь, пока дышу. Глав­ное - не сбиться с курса, а торопиться уже некуда, можно плыть спокойно. Но сколько? Час? Два? Сутки? Никогда рань­ше он не находился в воде более получаса.

На корабле никто не обратил внимания, что один из туристов не пришел на обед. Когда его не увидели за столиком и во время ужина, спустились к нему в каюту. Она была пуста.

Вечером рядом с пловцом появились две акулы. По­началу это очень напугало его. Но он вспомнил, что в такой ситуации нельзя делать резких движений - это признак страха, так ведут себя слабые или раненые жи­вотные; надо держаться хладнокровно. Акулы, видимо, удивленные тем, что их не боятся, не нападали и словно в недоумении плыли параллельно.

Ночью он пытался сверять свой курс по звездам.

Ему было неведомо, что поело того, как тщательный поиск пропавшего пассажира ничего не дал, корабль раз­вернулся и на полных оборотах пошел и обратном па-правлении.

Они плыли навстречу друг другу - человек и корабль. Их разделял океан. Никто на корабле не верил, что ис­чезнувшего туриста удастся найти. Капитан понимал, что есть лишь один-единственный шанс из тысячи. Даже не из тысячи - из миллиона. Но не использовать его - грех.

Пловец пел песни, это успокаивало и помогало ровнее держать дыхание. Акулы слушали и плыли рядом. Он тоже сознавал, что есть только один шанс, что до берега никогда не доплыть. И все-таки - «дышу, пока надеюсь».

И он дышал и надеялся.

Через сутки, к великому огорчению акул, его подняли на борт родного судна и только тогда, коснувшись ногами палубы, он потерял сознание. Следующие сутки он пол­ностью проспал.

С тех пор он верит в чудеса, но говорит, что чудеса происходят только с теми, кто очень хочет, чтобы они произошли.

Каждый человек может побороть свою пассивность, бездействие и добиться поставленной цели.

Вот несколько полезных советов:

    Цель должна быть полезной, общественно значимой;

    Поставленную цель необходимо сделать достижимой, привлекательной. Слишком трудная, отдаленная цель кажется нам абсолютно недостижимой, и у нас опускаются руки. Нужно наметить несколько последовательных посильных этапов на пути к цели. Постепенно преодолевая каждый этап, мы приобретаем уверенность в своих силах, в достижении поставленной цели.

    Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям.

Поставленную цель не обходимо конкретизировать. Положим, вы решили серьезно изучать иностранный язык. Намечаете дату и часы ваших

    самостоятельных занятий. Готовите необходимые пособия. (Учебник, словари, тетрадь и т.д.). в назначенный день и час садитесь и начинайте занятия. Точное определение объема ежедневной работы будет дисциплинировать вас, Не позволит расслабиться, а каждый ежедневный успех принесет моральное удовлетворение, стремление работать и дальше. В то же время напряженные ежедневные занятия укрепят вашу волю.

    Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных. Л.Н. Толстой советует: «Имею цель всей жизни. Цель для известной эпохи твоей жизни. Цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».

Благодаря четкой планировке работы, А.А. Любищев написал более 12000 страниц печатных листов книг, статей, брошюр по зоологии, генетике, философии, теории эволюции. 50 лет подряд А.А.Любищев аккуратно записывал и планировал расход времени. Он старался использовать для работы каждую минуту: поездки в городском транспорте, очереди и т.д. В поездах он читал книги, изучал языки. Английский язык он усвоил именно таким способом. А.А. Любищев планировал работу на день, месяц, год, пятилетку. Он считал, что у человека не должно быть времени пустого, лишнего и «чистого», предназначенного для одного только отдыха. А.А. Любищев обращался со временем почтительно. Как с хлебом насущным. Ему и в голову не могло прийти «убивать время». Любое время для него было благом.

Часто безвольные люди так оправдывают свое бездействие: «не хватает времени». Чаще всего на недостаток времени жалуются те, кто впустую растрачивает свое время.

А вот еще аргумент, к которому прибегают безвольные люди: «не стоит заниматься работой, если к ней не расположен». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет настроение, а то и вдохновение! Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно в начале ее приложить определенные волевые усилия, но их то и боится малодушный ленивец. Что касается вдохновения, то оно любит посещать лишь трудолюбивых. «кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется сила для свершения их.» так написал Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан».

«Я бы хотел хорошо учиться или быть мастером своего дела, но у меня нет способностей», - нередко можно услышать.

Многие люди, ставшие впоследствии мастерами своего дела, известными учеными, не всегда обладали, по их мнению, великолепными способностями, но они были очень трудолюбивы и требовательны к себе.

Бывает и так, что, поставив цель приняв какое-то решение, человек не приступает сразу к его выполнению. Тогда цель превращается лишь в намерение. У людей слабовольных дальше намерения дело не идет. А каждое невыполненное решение еще больше расслабляет волю, мешает достижению цели. Эти человеческие слабости подметил еще в 12-м веке великий французский философ и писатель Франсуа Лярош Фуко. «Люди не могут утешиться,- писал он, - когда их обманут враги или изменят друзья, но когда они обманывают сами себя, они порой бывают довольны». Но это удовлетворение собой длится не вечно. Очень часто случается, что человек начинает осознавать, что жил он не так и ничего хорошего в жизни не сделал. Это очень горькие минуты, особенно в том возрасте, когда человек уже начинает подводить итоги своей жизни.

Вот письмо из книги философа А. Егидеса «Смысл жизни»: «Идет мне уже пятый десяток, а что я в жизни сделал? По существу ничего… И это самое страшное… Тягостно прийти к финалу с ощущением, что твоя жизнь не имела какой-либо значительности для чего-то такого значительного… И когда я понял это, хотя за свою жизнь исписал немало бумаги, прочитал немало лекций, я вдруг почувствовал, что жизнь моя лишена смысла: я проходил мимо того, с чем должен был бороться. А ведь я испытал много проходящих счастьиц, хороших минут, но потом вдруг почувствовал, что я глубоко несчастен, что все это утекло, как сквозь дырявое ведро, что растратил жизнь, время, энергию на пустяки, на создание своего благополучия, уюта, боялся его потерять и из-за этой трусости поступал вопреки совести и поэтому никакого следа моя жизнь не оставит. Это все равно, как если бы я вовсе не жил». Не правда ли страшно прийти к такому итогу? Очевидно, чтобы избежать этой печальной участи, надо учиться смотреть в глаза своей совести. А для этого- развить свою волю.

Порой человек склонен забывать о сегодняшнем дне, надеется по-настоящему интересно и счастливо жить, всесторонне использовать и развивать свои способности в далеком завтра. Если человек постоянно относит «на завтра» выполнение важных дел, растрачивает энергию на повседневную суету, то в конце концов человек начинает осознавать, что жил он не так и ничего хорошего в жизни не сделал.

Поэтому советует Николай Новиков:

Ничего

Ты наивно считаешь, что она как река,

А она как ручей,

После таянья льдов- протечет не оставив следов.

Не откладывай- другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу – лишишься души,

Пусть в расчете с мерзавцем не дрогнет рука,-

Не откладывай – жизнь коротка.

Не успел, не сумел…

Ну, а вдруг - навсегда?

Оглянулся – в потоке другая вода,

Жизнь, считал ты наивно, продлится века,

Не откладывай – жизнь коротка.

Многие мыслители давали такой совет: « Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу. То счастье само вас отыщет. Только труд придает нашей жизни смысл, полное ощущение бытия, которое праздные люди никогда не испытывали в полной мере. Физическая и умственная праздность, лень порождают у человека тяжелую, гнетущую скуку, у него атрофируется воля. Труд – источник радости и вдохновения. Об этом ярко пишет дагестанская поэтесса Ф. Алиева в стихотворении «Разговор с сыном»:

Ты, сын мой, должен помнить:

От того ржавеет лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской – во много раз трудней;

И в дверь души и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, - зависть.

Ты ее убей в зародыше.

И научись, по праву,

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту.

Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье – корень наших многих бед,

Убийца всех достоинств в человеке – безделье.

И позорнее – во веки порока в людях не было и нет.

И в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл…

Сегодня ваше будущее в ваших руках. Какие цели вы поставите в жизни, как решите строить ее, такой и будет ваша жизнь. Ваша задача – использовать существующее и накапливать новые ресурсы, которые помогут вам поверить в себя, найти место в жизни, заниматься тем, что приносит радость самому и другим. Дерзайте, ищите, пробуйте, ошибаясь снова пробуйте, и, самое главное, поверьте в себя, потому что тайна наших успехов заключается в ВЕРЕ В СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ. Используйте весь свой потенциал, придайте своей жизни смысл.

Если вы считаете себя побежденным, - то сдадитесь,

Если вы полагаете, что не отважитесь, - вам не хватит смелости,

Если вы хотели бы побеждать, но вам не хватает веры в победу,-

Можете быть уверены, что победа не дастся вам в руки.

Если вы считаете, что проиграете,- вам конец.

Ибо весь мир показывает нам,

Что успех начинается с человеческого желания,-

Все зависит от психологической установки.

Если вы считаете себя худшим, - таким вам и быть.

Чтобы вознестись вверх, цельте высоко.

Вы должны доверять себе,-

И тогда вам удастся выиграть главный приз.

В жизненных борениях далеко не всегда

Побеждает самый сильный,

А тот, КТО ДУМАЕТ: «Я СМОГУ!»

Из книги Б. Ньюмена « Парите вместе с орлами»

ЛИТЕРАТУРА

    Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1986

    Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ. 1990

    Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – М., 1986

    Добротворский И. 1001 путь к успеху. –М., 2001

    Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. – М., 1989

    Ньюмен Б. Принципы успеха. – М., 2001

    Ньюмен Б. Парите вместе с орлами - 2004

    Рувинский, Хохлов. ВШ № 6. 1990

    Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2001

    Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М., 1987

Классный час «Как научиться управлять собой. Моральные качества. Поступки в повседневной жизни .»

Цели: Познакомить учащихся с понятием моральный поступок;

учить быть вежливым, воспитанным, отвечать за свои поступки, объективно оценивать свое поведение, управлять своими действиями;

развивать умение анализировать свои поступки, контролировать свои действия, делать выводы;

воспитывать духовно богатую, высокоморальную личность, гражданина, моральные качества характера и поведения, желание отстаивать справедливость, честность.

Ход мероприятия

1.Организация класса. Приветствие.

2.Определение целей и задач классного часа.

Сегодня на классном часе мы поговорим о том, что помогает человеку чувствовать себя комфортно в обществе . Вспомним о золотом правиле морали. О том, какое поведение достойно уважения и как жить, руководствуясь правилами общественного общежития.

Тема нашего классного часа зашифрована на доске:

чинаусять акк ойобс авляупрть- как научиться собой управлять.

А теперь давайте поиграем в игру «Микрофон». (Детям предлагается ответить на вопросы)

Чем отличается коллектив от группы людей?

Какими достижениями может гордиться наш коллектив?

От урока я ожидаю…

На уроке я хочу узнать…

3. Работа над содержанием мероприятия.

Учитель:


-Мы все хотим жить среди воспитанных людей, и сами хотим быть воспитанными. Давайте вместе попробуем перечистить качества, которые присущи воспитанному человеку:

(работа в группах)

воспитанный

вежливый


тактичный

деликатный

корректный

внимательный

приветливый

любезный


милосердный

обходительный

сочувствующий

уважительный

Учитель:


-Перечислив все качества, которые отличают воспитанного человека, давайте вспомним и золотое правило морали. А прежде скажите, что такое мораль? (Ответы детей. Словарная работа над словом мораль.)

Мораль- это самая ценная моральная истина, которую создало человечество за время своего существования. Правило морали называют нормой норм: мы должны требовать от себя того, чего требуем от других. Эта норма- образец отношений между людьми, и этот образец имеет обязательный характер. (Дети объясняют смысл этого правила)

Совершая определенный поступок, сравнивайте себя с другими людьми. Задумайтесь, чего вы в той или иной ситуации ожидали бы от других. И поступайте так! Я предлагаю нам вместе составить «Моральный кодекс класса». (Дети объясняют значение этого слова)

На карточках написаны правила.

(Дети дополняют их недостающими словами, работая в парах.)

Работа по таблице на доске.

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо. Агрессивность-признак слабости.

Все в классе равны независимо от материального положения, национальности, пола, расы и убеждений.

Каждый имеет право на имя, должен обращаться к другим только по имени.

Никто не должен чувствовать себя униженным и оскорбленным. Никому нельзя придумывать оскорбительные клички и прозвища.

Все должны уважать право на собственность и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать, не прятать, не портить и не выкидывать их. Также уважения требует и школьная собственность.

Никто не должен бояться выражать свою точку зрения по любому вопросу и быть осмеянным.Инакомыслие не является преступлением.

Будь личностью, которая отвечает за свои поступки и слова. Не обманывай, всегда говори правду. Не хвастайся, особенно тем, что не является твоей собственной заслугой.

Не говори за глаза о человеке . Скажи однокласснику все прямо, а не на ухо подруге или другу.

Дорожи честью класса, гимназии, старайся ее отстоять и приумножить.

Уважай мнение старших, умей их выслушать и понять.

(Эти правила вывешиваются в классном уголке)

4.Физкультминутка.

5.Продолжение работы над темой классного часа.

Учитель:


Я хочу перечислить качества двух людей. Вы попробуйте дать им характеристику.

1.Нервный,несдержанный,агрессивный,эгоистичный,мелочный,бездушный,ворчливый,хмурый,безжалостный,злой.(Конфликтный человек)

2.Спокойный,выдержанный,умный,внимательный,великодушный,сердечный,искренний, милосердный, вежливый, человечный.(Бесконфликтный человек)

Каким человеком хотите вырасти вы?

Как не стать конфликтным? (Дети пантомимой показывают: не горячиться, не заводиться, держать себя в руках.)

Помните, что сдержанность- самый лучший стиль поведения.Угадайте, что помогает развязать любые сложные узелки проблем в отношениях? (Загадка о доброте)

6.Итог мероприятия.

Учитель:


-Давайте попробуем развязать узелки человеческих отношений. (На веревочках узелки с советами)

1.Спорьте, но не ссорьтесь.

2.Обговаривайте, но не оговаривайте.

3.Искорените фразы «Ты всегда…»

4.Забудь, что было вчера, не накапливай злость до последней капли.

5. Остынь. Набери воздух, сосчитай до 10, не дыши, а потом

6.Умей поставить себя на место другого.

7.Утверждай не собственное - Я, а справедливость.

8.В несчастье ищи не истину, а согласие.

9.Меньше выясняй отношения, больше создавай.

10.Будьте всегда взаимовежливы.

Мы развязали все узелки. Я надеюсь, что отношения в нашем классе станут еще более крепкими, дружескими, уважительными. И никакие сложные ситуации и проблемы не завяжут новые узелки в наших отношениях.

Помните, что человек начинается с добра. А настоящий человек- это человек добрый, мудрый, искренний, щедрый, светлый, который умеет любить и сочувствовать, защитить и приголубить, уважить и посоветовать. Это человек с добрым сердцем и светлой душой.

В каждом из нас много хорошего , доброго. Старайтесь и дальше беречь и приумножать эти добрые поступки. Чтобы ваше лицо было всегда радостным от того, что вы сделали добро. Пусть на вашем лице никогда не исчезает улыбка!

В году 365 дней.

В каждом дне-24 часа.

В часе-60 минут.

Значит в году 525600 минут. Как много времени у нас для добрых дел! (Дети поют песню «Дорогой добра»)


Данный классный час был проведен в 3 классе. Сейчас эти дети учатся в уже 4 классе.

Одной из главных задач, стоящей перед классным руководителем, является формирование классного коллектива, как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников и воспитание в детях моральных качеств характера и поведения. Поэтому данный классный час являлся тематическим и входил в систему классных часов , проведенных в начальной школе.

Форма проведения данного классного часа выбиралась классным коллективом под руководством учителя. Дети принимали активное участие в его подготовке и проведении. Результатом стала выработка всеми учащимися «Морального кодекса класса». Дети приняли правила поведения в

Цели и задачи

— учить детей управлять своими эмоциями; развивать положительные эмоции.

Оборудование

Пиктограммы для тренинга «Покажи свое настроение».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри каждого. Прислушаемся к своим ощущениям... Что вы сейчас чувствуете?

Тренинг «Покажи свое настроение»

Перед ребенком несколько пиктограмм. Ребенок выбирает пиктограмму своего настроения.

Вопросы для обсуждения:

— Почему у вас хорошее настроение? Почему плохое?

— Важно ли уметь чувствовать свое настроение и настроение другого человека?

— А как можно узнать настроение человека? (По мимике, по жестам, по позе.)

Тренинг «Угадай мое настроение»

Дети встают в два круга: большой и маленький, который внутри большого. Дети в большом кругу при помощи жестов, мимики и позы показывают свое настроение, а дети в малом кругу должны его угадать. Затем дети меняются ролями.

Психологические этюды на выражение различных эмоций

Любопытство

По улице шел человек и нес большую сумку. В сумке что-то шевелилось. Человек поставил сумку и отвернулся. Любопытный мальчик начал проявлять свое любопытство. Как? (Вьется вокруг: то с одной стороны подбежит, то с другой; вытягивает шею, заглядывает в сумку.)

Сосредоточенность

Мальчик сидит за столом и решает задачу. Задача трудная, и он сосредоточенно думает. Как выражена сосредоточенность? (Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.)

Удивление

Однажды я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Как выражено удивление? (Круглые глаза, рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.)

Удовольствие

Мне купили очень вкусное мороженое. Вот оно уже у меня в руке. Я откусываю сладкий кусочек — мне очень приятно... Как выражено удовольствие? (Глаза закрыты, голова немного запрокинута, возглас удовольствия.)

Страдание

У меня заболел живот. Сначала боли были несильными, но вот живот начинает болеть все сильнее и сильнее. Как выражается страдание? (Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.)

Гнев

Я — гневная гиена,

Я — страшная гиена.

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

(Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.)

Страх

Мы приехали в другой город на экскурсию. И я вдруг потерялся. Что делать? Страх обуял меня... (Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука сильно сжимает другую.)

Вина

Кот Васька украл сосиски из чулана. Пришла хозяйка и начала ругать Ваську. Ваське стыдно. (Голова опущена, глаза смотрят в пол.)

Подведение итогов

Учитель. Для чего нужно уметь управлять своими эмоциями?

Дети приходят к выводу, что умение управлять своими эмоциями помогает решать конфликты, сохранять добрые отношения с окружающими.

mob_info