Дневник наблюдений за ростом и развитием растений. Практическая работа «Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений» опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему. Определение темы и целей урока

Выращивание комнатных растений
и наблюдение за ними

Модель методической разработки

После изучения темы «Семя» учащиеся 6-х классов без указания со стороны учителя сами занялись выращиванием растений. В качестве посадочного материала взяли семена гороха и фасоли (то, что мы изучали). В течение нескольких месяцев учащиеся постоянно советовались со мной по поводу приемов ухода за растениями, а в начале марта принесли результат своей работы – плоды. К этому времени в 10-х классах мы приступили к изучению законов Г.Менделя, и бобы, выращенные шестиклассниками, пригодилась в качестве наглядного материала.
При проведении опытов с любыми растениями дома или в школе большую помощь могут оказать специально составленные методические разработки. Предлагаю пример такой разработки, касающейся выращивания растений из вегетативных органов.
При ознакомлении с разными способами вегетативного размножения важно показать приемы, способствующие быстрому размножению. Основные закономерности жизни растений, способы управления их ростом и развитием учащиеся хорошо усваивают в процессе самостоятельной работы. Данный подход способствует связи преподавания с жизнью, соединению обучения с трудом. Он повышает качество знаний учащихся, вызывает потребность применения знаний, полученных на уроках.

Принцип составления разработки

1. Тема и задачи.

2. Подготовительный этап:

а) составить план выполнения всех видов работ;
б) обсудить с учителем технику выполнения работ;
в) создать условия, необходимые для содержания объекта;
г) ознакомиться с правилами безопасности.

3. Наблюдения:

а) сроки проведения отдельных этапов работы;
б) на что следует обратить внимание;
в) какие надо сделать записи.

4. Демонстрационный материал по результатам наблюдений:

а) рисунки, фотографии (можно фильм);
б) дневник наблюдения;
в) живые растения.

5. Оформление отчета:

а) тема опыта и задачи, поставленные перед исследователем;
б) описание культуры;
в) материал и методика работы;
г) результаты работы;
д) сложности и неудачи в работе;
е) вывод (что узнали нового, чему научились, что получено).

Тема: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветением»

В условиях школы незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по вегетативному размножению растений, а также для осенне-зимнего оформления школьных помещений являются хризантемы. Они красивы и неприхотливы, легко размножаются.

Задачи



а) выставить кущение растения;
б) вызвать цветение растения в зимних условиях.

Подготовительный этап

1. Отобрать красиво цветущие растения.
2. Нарезать черенки с 3–4 узлами, обязательно с пазушной почкой.
3. Поставить черенки в воду на подоконник.
4. Через 2–3 недели, с появлением у черенков корней, пересадить их в горшки со смесью, состоящей из 1 части легкой дерновой земли, 1/4 части перегноя, 1/6 части песка.
5. Высаженные черенки полить, горшки поставить на светлое место с температурой +10...12 °С.
6. Над 5–6-м листом прищипнуть; для формирования ветвистого растения прищипку сделать дважды.
7. Ухаживать за растением: поливать, подкармливать навозной жижей, защищать от прямых солнечных лучей, проветривать помещение. Опрыскивать листья не надо, т.к. они чернеют.
8. Повторить темы: «Стебель», «Ветвление побегов и управление их ростом», «Уход за растениями», «Возрастные особенности растений», «Взаимосвязь между органами растения», «Почва как среда для жизни растений. Удобрения».

Наблюдения

1. Какое количество черенков получается из материнского растения?
2. Какой длины и с каким числом листьев были черенки?
3. Когда у черенков появились корни?
4. Где образуются корни: на месте среза или выше на стебле?
5. Когда появились первые новые листья у прижившегося черенка?
6. Когда произведена прищипка?
7. Когда начали развиваться боковые побеги?
8. Когда наступило цветение?
9. В какое время дня раскрываются соцветия?
10. Сколько дней цветет все соцветие?
11. Опишите соцветие; проследите, образуются ли семена.

Дневник наблюдения любителя-растениевода

Школа

округ_________________город___________________

ученика_______________________________________

Класса

Название культуры и сорта

Хризантема корейская, мелкоцветковая.

Тема опыта: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветением».

Начало ведения дневника _________________________

Окончание ведения дневника ______________________

Стр. 1. Цель опыта. «Что хочу узнать с помощью опыта?»

Стр. 2. Сведения об исходном материале (фотографии или рисунки материнского растения).

Стр. 8. Вывод

Сколько кустов можно получить от одного куста (ветки) хризантемы.
(Можно приложить фотографии или рисунки.)

Демонстрационный материал по результатам наблюдений

1. Общий вид материнского растения.
2. Срезанный черенок.
3. Общий вид черенка с корнями.
4. Молодое растение после прищипки.
5. Появление соцветий.

Оформление отчета

Тема: «Выращивание хризантемы из черенков в зимнее время и наблюдение за цветами».

Задачи .

1. Научиться размножать растения путем черенкования.
2. Научиться управлять развитием растения:
а) вызвать кущение растения;
б) вызвать цветение растения.
3. Выявить влияние условий на приживаемость черенков.

Описание культуры

Родина хризантемы – Китай и Япония.
Многолетний кустарник.
Происходит из местностей с мягким и влажным климатом.
Наилучшего развития хризантема достигает в условиях достаточного обеспечения почвенной влагой и содержания влаги в воздухе. Сухой воздух, особенно если он сопровождается ветром, ведет к образованию на растениях мелких листьев и к преждевременному одревеснению стеблей, что препятствует нормальному поступлению воды и питательных веществ из почвы. На таких растениях развиваются мелкие цветки и замирают ростовые почки.
Хризантема – культура светолюбивая, и при ее выращивании необходимо оставлять достаточные промежутки, иначе они вытягиваются между растениями, боковые побеги не развиваются.
Хризантемы не выносят смачивания листьев во время полива. Если полив производят сверху, то листья чернеют и растение теряет декоративность. Почернение начинается с нижних листьев и постепенно распространяется вверх по растению. То же можно наблюдать в дождливое лето. Сорта хризантем, культивируемые в производственных масштабах, в период бутонизации могут переносить температуру до –4 °С; при последующем постепенном оттаивании растения приобретают нормальный внешний вид и продолжают развиваться.
Широкое распространение как культура открытого грунта хризантема получила в Краснодарском крае, Республике Адыгее, в других районах Кавказа и побережья Черного моря. В условиях средней полосы Европейской части РФ в грунте могут зимовать только мелколиственные корейские хризантемы, которые цветут с августа и до морозов.
Хризантема обильно и продолжительно цветет. Окраска цветков хризантем многообразна: от снежно-белой до коричневатой через гамму кремовых, золотистых и желтых тонов и от снежно-белой до винно-красной через розовые тона разных оттенков.
Корейские хризантемы размножают делением куста и черенками. Хризантема почти не образует семян, так как в густом соцветии цветки после цветения загнивают. В некоторых случаях, для того чтобы получить семена, соцветия можно прореживать. Кроме того, наливу семян препятствует преждевременное (в конце цветения) усыхание стеблей.
Корейские хризантемы очень хороши для озеленения школы. Их можно из грунта пересаживать в большие горшки, а крупные кусты – в кадки.
Корейские хризантемы используют также для составления букетов.

Материал и методика работы

(В этот раздел переносятся данные из дневника наблюдений.)

Результаты работы

(На основе наблюдений, занесенных в дневник, должны быть представлены обобщенные данные о длине черенков, времени и месте образования корней, появлении новых листьев, цветочных почек, развитии боковых побегов и т.д.)

Сложности и неудачи в работе

Затруднения возникли при посадке черенков. Количество черенков оказалось больше, чем мы заготовили земельной смеси. С целью экономии грунта пришлось посадить по два черенка в горшок.

Вывод

Достоинство вегетативного размножения – в быстром результате, в получении нескольких растений от одного материнского (одной веточки). Прищипывание верхушечной почки приводит к формированию куста. При размножении черенками потомству передаются все особенности материнского растения и новых сортов не получается.

Спонсор публикации статьи: Сидоров Сергей Владимирович предлагает ознакомиться со своим интернет проектом, предназначенным для студентов педагогических специальностей, преподавателей и школьных администраторов. Посетив сайт педагога исследователя Сидорова Сергея Владимировича, который располагается по адресу http://sv-sidorov.ucoz.com/, Вы найдете большое количество статей, которые расскажут про современные инновации в сельских школах, школьный менеджмент, и многое другое. А так же к Вашему вниманию бесплатные материалы по УМК и самостоятельному изучению педагогических дисциплин для студентов, разнообразные тесты, полезные ссылки на образовательные ресурсы, сайты педагогов и сервисы.

В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры - последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.

Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии - стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях - наличии влаги и тепла/ Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.

Вторая стадия развития - это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья В этот период развития необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза - это стадии цветения и плодоношения, т.е. появления новых органов растения - сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. Д это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрениями. Таким образом, на примере одного, двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющимися условиями жизни.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Недостаток один -

довольно большая протяженность всего периода роста и развития от семечка до огурца.

Чтобы вырастить огурец в помещении и получить урожай, надо соблюсти следующие условия: взять скороспелые сорта семян, пригодные для закрытого грунта; создать "теплую грядку" в большой емкости; начать выращивание, когда световой день будет уже достаточно длинным; выращивать не более 2-3 растений на этой грядке.

Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого - изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом - две недели) и обязательная фиксация в календаре как самого растения, так и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике), их построение может быть одинаковым, т.е. включать один и тот же набор вопросов.

Например, каждое наблюдение за огурцом может проходить по следующей схеме.

  • o Что перед вами?
  • o Прошло две недели - изменился ли огурец?
  • o Что у него изменилось - стебли, листья или еще что-то? Какими они стали?
  • o Почему изменилось растение?
  • o В каких условиях рос огурец это время?

На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).

Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений: редисе (быстро растет, но корнеплод находится в земле, его не видно), томате (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Однако яркие преобразования (этапы развития) в облике растения отсутствуют, так как изменения отражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизненной среде луковицы - она не меняется, вода, свет, тепло остаются постоянными. Его не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы "худеет". Эта особенность выращивания лука оборачивается достоинством - все этапы его роста легко рисовать.

Cлайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Ученица 1«б» класса Массан Анна Руководитель – Черномурова Нина Александровна МОУ «Ракитянская СОШ № 1» п. Ракитное Белгородской области Сравнительное наблюдение за прорастанием семян, ростом растений Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"

Cлайд 2

Методический паспорт проекта. Проблема и гипотеза. Цели и задачи проекта. План выполнения проекта и предполагаемый результат. Ход работы. Условия роста растений. Дневник исследования. Результаты проекта, общий вывод. СОДЕРЖАНИЕ

Cлайд 3

По содержанию – монопредметный предмет - окружающий мир; по форме организации – индивидуальный; по срокам выполнения – среднесрочный; по результатам выполнения – исследовательский. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Cлайд 4

Cлайд 5

Проблема Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Гипотеза Природа создаёт различные условия для прорастания семян растений. Эти условия влияют на дальнейшее развитие растения. При предварительном замачивании семени растение быстрее формирует корневую систему и рост побега.

Cлайд 6

Цель проекта: Выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения Узнать новое и интересное из жизни растений расширить свой кругозор, пополнить свой словарный запас. Задачи проекта Сравнительный анализ условий для прорастания растений. Поиск информации об условиях прорастания семени. Проращивание фасоли в условиях предварительного замачивания и без, влияние влажности и полива на развитие растения. Объект исследования: фасоль. Предмет исследования: условия прорастания и роста растений. /

Cлайд 7

Уточнить условия роста растений. Замочить часть семян фасоли и поместить их в почву. Наблюдать за развитием ростков. Следить за соблюдением условий. Вести дневник исследования. Получить конечный результат. Сделать вывод. Предполагаемый результат: выращенное из семени растение фасоли. ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Cлайд 8

На уроках окружающего мира познакомилась с условиями, необходимыми для нормального развития растений. В сети интернет с помощью учителя нашла информацию о влиянии различных факторов на рост растений. С 20 ноября по 4 декабря провела среднесрочное исследование по выращиванию фасоли. Сделала вывод. ХОД РАБОТЫ

Cлайд 9

Cлайд 10

20 ноября (1-й день) – подготовила почву и замочила семена фасоли. 22 ноября (3-й день) – семена набухли, поместила проросшие семена в почву, полила водой. 1 декабря (6-й день) – ростки пробились сквозь почву. 2 декабря (7-й день) – появились первые листочки. ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЯ

Cлайд 11

Cлайд 12

2 декабря (12 -й день) – появились первые листочки 4 декабря (12-й день) – увеличилось количество листьев.

Cлайд 13

Цель проекта: выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения. Выводы: I. В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения. Часть семян мы предварительно замочили в воде (образец №1), а другие посадили без замачивания(образец №2). Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы. I. Вода необходима для роста и развития растения. Результаты проекта

Cлайд 14

II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. Так мы сделали вывод о необходимости воздуха для роста растений. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. Значит, тепло также является необходимым условием для развития растения. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснение этому мы нашли в том, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений. Из книг мы узнали, что растения получают питание из почвы. Чем более богата питательными веществами почва, тем лучше развивается и плодоносит растение. Таким образом, наличие плодородной почвы также является необходимым условием для получения хорошего урожая. В процессе проведения нашего эксперимента мы наблюдали за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов. Результат - растения выросли и дали плоды. II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. Так мы сделали вывод о необходимости воздуха для роста растений. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. Значит, тепло также является необходимым условием для развития растения. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснение этому мы нашли в том, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений. Из книг мы узнали, что растения получают питание из почвы. Чем более богата питательными веществами почва, тем лучше развивается и плодоносит растение. Таким образом, наличие плодородной почвы также является необходимым условием для получения хорошего урожая. В процессе проведения нашего эксперимента мы наблюдали за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов. Результат - растения выросли и дали плоды. II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. II. Вывод: воздух необходим для роста растений. III. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. III. Вывод: тепло также является необходимым условием для развития растения. IV.В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. друг IV. Вывод: солнечный свет необходим для растений.

План урока

Урок № 18

Тема урока

Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени»

Цель урока

создать условия для формирования представлений об условиях роста растений; способах размножения растений; правилами ухода за комнатными растениями.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений,

Практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.

Метапредметные:

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные: формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета

Регулятивные: ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы

Основные понятия

вода, прозрачность, текучесть, жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние, без цвета, без формы, без запаха, вода -растворитель.

Трудовые дей­ствия учителя

Поставила цели учебного занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

Поставила образовательные задачи учебного занятия в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;

Запланировала различные виды и формы работы на уроке;

Провела учебное занятие в рамках системно – деятельностного подхода;

Проанализировала учебный материал с точки зрения эффективности достижения планируемых результатов;

Проанализировала эффективность используемых способов и приѐмов обучения на учебном занятии;

Организовала деятельность по формированию регулятивных УУД, т.е. формирует способность самостоятельно ставить учебную задачу, инициативность и самостоятельность, ;

Организовала деятельность по формированию коммуникативных УУД, т.е формировала умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить речевые высказывания (монолог, диалог);

Организовала деятельность по формированию познавательных УУД, т.е. формирование умений выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий;

Организовала образовательный процесс с использованием ИКТ;

Создала психологически комфортную атмосферу на учебном занятии.

Учебно- методическое обеспечение(средства, оборудование)

Для учителя

1.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова.

2. Презентация “Проращивание семени”

3.Карточки для работы в группе, в паре.

4. Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы.

5. Таблица «Уход за комнатными растениями».

6. Семена тыквы, фасоли, пшеницы, подсолнечника

7. Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы.

8. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, вода.

Для обучающихся

1.УМК «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя -

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Создание позитивного настроя на учебное занятие

2. Повторение ранее изученного.

Окружающий мир это….

Природа это…

3.Мотивация. Целеполагание.

4 . Актуализация знаний.

Где вы видели такие растения?

Опишите одно из растений.

Расскажите, как вырастить растение из черенка.

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки.

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа в парах работы по теме урока.

Практическая работа. Строится план практической работы.

а) Для роста семян нужна вода

Работать вам придется в группе, помните, хороших результатов добиваются только те, кто умеет работать сообща.

Проводится серия опытов, учащимися делаются выводы и обобщения.

б) Для роста семян нужно тепло Опыт 2

в) Для роста семян нужен воздух Опыт 3

г) Для роста семян нужен свет

9.Итоговое обобщение.

10. Самооценка учебной деятельности.

Деятельность обучающихся

1. дети проверяют готовность к уроку, установка на начало урока; осознание себя как ученика.

2.Обучающиеся включаются в работу, повторяют материал прошлого урока, формируется умение строить речевые высказывания.

3.Дети ставят образовательные задачи учебного занятия. Формируется умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока

4. Дети учатся понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

6. Дети делают выводы.

а) Формируются предметные УУД – знакомятся с естественно-научными понятиями, определяют значение воды для роста семян

б)Ответы детей.

Выражают мысли своими словами, свободно аргументируют, обмениваются идеями если таковы возникают.

в) Формируются личностные УУД:

позиция школьник; способность к самооценке, эмпатия- понимание чувств других.

Несколько пар детей рассказывают о проделанном опыте. Остальные дети слушают. Проверяют, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей

План урока по предмету «Окружающий мир»

1Б класс

Тема. Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени » .

Цель : создать условия для формирования представлений об условиях роста растений, способах размножения, правилами ухода за растениями.

Планируемые результаты образования:

Предметные: описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений, практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.

Регулятивные:

Осуществление учебных действий - ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы.

Познавательные:

Общеучебные – учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:

Самоопределение осознавать ответственность человека за общее благополучие; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Инструментарии : Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы. Таблица «Уход за комнатными растениями».

Семена гороха, фасоли, пшеницы, подсолнечника Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, крышка, лист бумаги. Вода.

План урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке. (слайд)

    Актуализация опорных знаний

Упражнение «Продолжи предложение»

Окружающий мир это…. (то, что нас окружает. Это предметы, животные, дома, люди, тучи, деревья.) (слайд)

Природа это… (все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека) (слайд)

Определите, что относится к живой природе, а что относится к неживой природе? Работа в группах. (Педагог подбирает набор фото, иллюстраций объектов живой и неживой природы.)

    Определение темы и целей урока

Посмотрите внимательно, и определите среди объектов живой природы лишнее. Объясните, почему этот объект лишний?

Представлен ряд растений и среди них есть гриб. Гриб не относится к растениям.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениях )

Скажите, на какие группы делятся все растения? (Учащиеся могут разделить растения на ярусы)

Какова роль растений на Земле?

(-Растения дают кислород. Без кислорода не может быть жизни на Земле.

-Растения служат пищей для насекомых, животных и человека.

- Из деревьев человек строит дома, делает мебель.)

    Работа над новым материалом

Где вы видели такие растения? (они растут около школы)

Опишите одно из растений.

Береза – стройное дерево, с густой кроной, широко растущей вверх. Березу можно узнать по ее очень красивой белочерной коре. А листочки у нее похожи на сердечко.

Сирень – это красивоцветущий кустарник. Ствол её покрыт серовато-бурой корой. Крона округлая, не очень густая. Цветки мелкие и душистые. Весной сирень радует нас своим обильным цветением от белого до фиолетового цвета.

Горох – один из трав семейства бобовых. Это кудрявое растение с высоким содержанием белка.

Определите по рисункам как вырастить растение?

Черенком, семенами.

Расскажите, как вырастить растение из черенка. (слайд)

Достаточно ли знать, как вырастить растение? (нет. Нужно знать, что необходимо для роста растений)

Кто знает, как надо ухаживать за растениями?

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки (слайд) .

Физкультурная минутка.

"Какие бывают растения?" для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, осина, тополь, малина, воробей, сосна, астра, горох, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза, орешник, опята, подсолнух,

5. Практическая работа в парах.

Чтобы узнать, при каких условиях семена будут прорастать, поставим опыты.

В две чашки на фильтровальную бумагу положим сухие семена. В одну чашку добавим воды, а в другую – нет.

Исследование группы № 1

Цель исследования:

    Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

    Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития нужна вода.

Инструкция:

    На дно каждого стакана положить ватный диск.

    В два стакана поместить семена фасоли.

    В первом стакане семена оставить сухими, без воды.

    Во второй стакан на дно налить немного воды.

    Оба стакана поставить в тёплое освещённое место.

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим в тепло, другую на холод.

Исследование группы № 2

Цель исследования:

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития необходимо тепло.

Инструкция:

5) Второй стакан поставить на холод.

В обе чашки добавим воду. Одну чашку до краев наполним водой, а во второй стакан на дно налить немного воды. Поставим их в тепло.

Исследование группы № 3

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития нужен воздух.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) Первый стакан до краёв наполнить водой.

4) Во второй стакан на дно налить немного воды.

5) Оба стакана поставить в тёплое освещённое место.

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим на освещенное теплое место. А второй стакан поставим в темное место.

Исследование группы № 4

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития необходим свет.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) В каждый стакан на дно налить немного воды.

4) Первый стакан поставить в освещённое тёплое место.

5) Второй стакан поставить в тёмное место.

Несколько пар детей рассказывают о проделанном опыте, делают выводы. Остальные дети слушают. Проверяют, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

Через 7-10 дней подведём итоги. Сделаем вывод.

6.Итог урока

Расскажите о пользе растении? Как размножаются растения? Что надо для роста растений? Перечислите правила ухода за растениями?

7. Рефлексия

Самооценка работы на уроке.

У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам. (Зеленый листочек)

Мне грустно, я работал, но мне нужна ещё помощь. (Оранжевый листочек)

Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял. (Красный листочек)

Спасибо за работу! Урок окончен.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 18» города Братска Мои первые наблюдения за растениями Исследовательский проект Авторы: Горбовский Дмитрий, Баронов Владимир, Шимко Диана, Стерхова Татьяна, Супалов Андрей, Маламура Степан, Усова Елизавета, Романова Татьяна, Козлова Софья. г. Братск, МБОУ «СОШ 18» 1Б класс. Научный руководитель: Гроо Яна Александровна г. Братск, 2014 г.

2 2 Содержание Введение 3 1. Описание опыта и результаты 4 2. Опыт 1 Растения вырастают из семян 5 3. Опыт 2 Растения тянутся к свету 6 4. Опыт 3 Растения растут по - разному 7 Заключение 8 Литература 9 Приложение 1. Фотографии эксперимента 10 Приложение 2. Дневник наблюдений 13

3 3 Введение Человек дружен с растениями с давних времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. На протяжении всей истории развития человечества люди не только любили цветы, но и поклонялись им, одаривая их заботой и вниманием. Они выращивали растения, заботились и баловали, скрещивали и выводили диковинные сорта, поражавшие своим великолепием. Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет, но нам как юным исследователям природы это пока еще неизвестно. Поэтому мы решили проверить одну гипотезу. Гипотеза: Правда ли, что можно вырастить растения из семян в комнатных условиях? Исходя из данной гипотезы, нами была определена цель и задачи исследования. Цель: изучение условий роста и развития растений в классной комнате. Задачи: 1) Изучить влияние света, тепла и влаги на прорастания семян; 2) Наблюдение за ростом и развитием проросших растений; 3) Ведение дневника наблюдений. Методы исследования: 1) Наблюдение 2) Эксперимент Оборудование: 1) Семена растений: горох, лук, укроп, алиссум снежный ковер и алиссум яркая смесь; 2) Горшки с землей; 3) Чашки Петри; 4) Кувшин для поливки; 5) Линейка для измерения роста. Результат проекта: грядка на окне.

4 4 1. Описание опыта и результаты Для выполнения исследования использовались следующие растения: алиссум белый и цветной, укроп, лук, горох. Алиссум - неприхотливое, относительно холодостойкое, засухоустойчивое и нетребовательное к почве многолетнее растение. Зачастую его возделывают как однолетник. Цветет он обильно и продолжительно, до самых заморозков; размножается семенами. Эффектная окраска, неприхотливость, изумительный аромат позволяют использовать растение в ландшафтных композициях. Укроп - однолетнее растение. Имеет прямостоячий округлый стебель, достигающий высоты см. Листья перисто-рассеченные, с нитевидными дольками, нижние - черешковые, верхние - сидячие. Цветет в июне-июле, выбрасывая зонтики, состоящие из мелких желтых цветочков. Плод - двусемянка овальной плоской формы. Укроп обладает сильным пряным освежающим вкусом и запахом. Лук ценный продукт питания, который имеет большое значение в жизни человека. Как лекарственное средство лук применялся с самых давних времен. Издавна

5 5 известна пословица «Лук от семи недуг». Растения, из наличия летучих эфирных масел, обладают жгучим вкусом и специфическим запахом. Многие луки используют в сыром, вареном, жареном, маринованном и сушеном видах в качестве приправы, вторых блюд, а также в консервной и других видах пищевой промышленности. Горох род травянистых растений из семейства Бобовые. Горошек требователен к освещению и его следует располагать на солнечных, защищенных от ветра участках. Горошек холодостойкая культура, но его нельзя сеять в непрогретую почву. Не любит жару и очень чувствителен к недостатку влаги, поэтому нуждается в регулярных поливах. Горох в России всегда был самым популярным из бобовых растений: его нетрудно выращивать, урожай он даѐт богатый, насыщает отлично и не требует сложной кулинарной обработки. Кроме того, в нашей стране давно известны целебные свойства гороха, которые обусловлены его богатым составом: в нѐм очень много полезных веществ, но особенно он отличается количеством витаминов и минералов, в том числе и очень редких. Период наблюдения: март апрель. Место наблюдения: классная комната. Условия выращивания: растения находились в обычных для комнатных растений условиях, на подоконнике. Мы изменяли условия произрастания некоторых растений, чтобы изучить и сделать выводы по нашему исследованию. 2.Опыт 1 Растения вырастают из семян Для первого опыта, мы взяли чашки Петри. Положили в них смоченную вату, а на нее сухие горошины. Чтобы семена не высохли, мы накрыли их половиной чашки Петри дном вниз. В ходе опыта, пришлось еще добавлять воды, чтобы горох не высох. Затем чашки поставили на подоконник и каждый день проверяли, что происходит с нашими семенами. На седьмой день у замоченного гороха появились корни, а затем небольшие листочки. Потом горох начал чахнуть, так как ему неоткуда было брать питательные

6 6 вещества. Мы знаем, что питательные вещества содержатся в почве, а в чашках Петри их нет. В ходе опыта мы увидели и узнали следующее: Семена гороха всасывают воду и разбухают. Для прорастания семян необходимы влага, свет и воздух. Семена в чашках, где воды много не проросли. Когда семя плавает в воде, ему хватает влаги, но кислород из воздуха до них не доходит. Слегка смоченные семена гороха прорастают через несколько дней и быстро растут. Растения вырастают из семян, где есть зародыш. Корни горошин растут вниз. Семена необходимо хранить в сухой, темной, герметичной упаковке, иначе они прорастут раньше времени. Следующий опыт, который доказывает, что растения растут из семян, мы провели с разными растениями. Взяли несколько горшков, наполнили их землей и посеяли семена. Семена лука, укропа, гороха и алиссума отличаются по размеру, поэтому их нужно садить на разную глубину. Чем меньше семя, тем меньше глубина их посадки. Самые мелкие семена у алиссума, поэтому мы посеяли их совсем неглубоко. Затем поставили наши посадки на окно, где светло и тепло. Семена алиссума проросли первыми, на третий день после посадки. На седьмой день взошел горох, а на восьмой день появились укроп и лук, о чем мы записали в своем дневнике наблюдений (Приложение 2). Таким образом, мы еще раз убедились, что растения вырастают из семян. 3. Опыт 2 Растения тянутся к свету Чтобы проверить, что большинству растений для роста нужен свет, мы провели следующий опыт. Семена в горшке на подоконнике мы присыпали землей, однако они получили достаточно света, чтобы прорасти. Когда появились ростки наших растений, стоявшие на окне, мы стали замечать, что они наклонились к свету. Например, ростки алиссума повернулись к солнцу уже на девятый день после посадки. Мы развернули горшки, но

7 7 через несколько дней проростки опять повернулись в сторону окна. Это нам доказывает, что растения тянутся к свету (Приложение 1). Растениям свет нужен для роста. Если света недостаточно, то они плохо растут, и даже могут терять зеленую окраску. Один горшок с горохом мы поместили в темный шкаф, через неделю обнаружили, что растение стало светло зеленым, и не выросло ни на один сантиметр. Простояв в шкафу еще неделю, горох начал чахнуть, а потом совсем пропал (Приложение 1). Что также доказывает о важности света для растения. 3. Опыт 3 Растения растут по разному Мы посадили восемь горшков с разными растениями: горох, лук, укроп, аллисум «Снежный ковер», аллисум «Яркая смесь». Взяли деревянные лопатки и приклеили к концу каждой из них листочки с названиями растений, что посадили в горшки. Воткнули лопатки в горшки, чтобы не забыть, какие растения здесь растут. Затем взяли кувшин с водой и хорошо полили наши посевы. Поставили горшки на подоконник и поливали их понемногу каждый день. Посевы гороха поливали «живой» и «мѐртвой» (кипяченой) водой. Оказывается, качество воды также влияет на рост и развитие растений. (Как установлено, в кипяченой воде отсутствует кислород). Наблюдали, что происходит. Оказалось, растения, которые поливали «мѐртвой» водой, плохо взошли, из десяти горошин взошли только три. Также мы наблюдали, какое растение взойдѐт первым. Как уже отмечалось, первым взошел алиссум. Вскоре из- за густоты посевов, мы пересадили его в большую посуду. После пересадки, растения стали набирать силу и быстро расти. Что отмечено в дневнике наблюдений (Приложение 2). Линейкой измеряли высоту растений и определили, что очень быстро растет горох. Все изменения также записаны в нашем дневнике наблюдений (Приложение 2). После пяти недель наблюдений мы стали замечать, что растения начали пропадать. Это можно объяснить тем, что им не хватает места (маленькие горшки) и минеральных веществ. Из этого опыта мы увидели и узнали: Время прорастания у разных семян отличается. Некоторым достаточно 1-2 дня, другие всходят через несколько дней. Высота растений при равных окружающих условиях зависит от вида растения. Так горох вырос высокий, а лук остается низким растением. Из одного семени может вырасти одно растение, но не все семена прорастают.

8 8 Заключение Таким образом, в ходе наших исследований установлено, что: Большинство растений вырастают из одного семени; Для прорастания необходимы определенные внешние условия; Большинству растений для роста нужен свет; Растения растут в сторону солнца или источника света; Растения растут плохо или вообще не растут в недостаточно освещенных местах; Растениям для роста нужна чистая вода и тепло; Ухудшение условий, в которых находятся растения, мешает их росту; Растения прорастают и растут с разной скоростью; Есть огромное число растений, которые отличаются формой, цветом и размером. Из одного единственного семечка вырастает целое растение, с листьями и цветами.

9 9 Список использованных источников 1. Аня и Лѐня экспериментируют с природой и окружающей средой. М.: Просвещение, 2012 г. 2. Анастасова Л.П. Растения и окружающая среда: Учебное пособие.-м.,2009 г.

10 10 1. Посадка растений. Приложения

11 11

12 2.Появление ростков 12

13 3.Пересадка алиссума в большую посуду. 13

14 4.Растения через две недели после посадки. 14

15 15


Условия, необходимые для прорастания семян (на примере гороха) Автор проекта: ученица 2-г класса средней школы 137 г.красноярска Сенотова Анастасия Цель и задача проекта Рассмотреть как влияют внешние

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 62» Ленинского района города Нижнего Новгорода Влияние света, тепла и воды на проращивание семян мальвы Выполнила: Старкова Арина, ученица 4 а

Глава 1. Рассада однолетних и многолетних цветов Агератум Средняя высота растения. 15 50 см. Отношение к свету. Солнечное место или легкая полутень. Тип почв. Растение неприхотливо, засухоустойчиво, предпочитает

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Тогучинского района «Центр развития творчества» Огород на подоконнике Про редис Существует две версии происхождения редиса.

ЧДОУ Детский сад 96 ОАО «РЖД» Проект «Сеем, сеем мы горошек» Авторы: Воспитатели Сорочинская Н.М., Тимошенко Г.Г. Е. Евсеева Мы посеяли горох Только не на грядке. Мы посеяли горох В деревянной кадке. Ну

Авторы проекта: ученики 3 «В» класса Руководитель проекта: Есина- Дубровская Екатерина Олеговна, классный руководитель Цель проекта: самостоятельное выращивание томатов в домашних условиях (на подоконнике).

МБДОУ 8 «Познавательно-исследовательский проект» «Весёлый огород на окне» Старшая группа Воспитатели: Шишонкова О.П., Белоножкова В.И. Г.Миасс,2012 Тип проекта: познавательно-исследовательский Проблема:

Опыты с растениями. Опыт с ветками. Цель: выявить потребности растения в тепле. Последовательность наблюдения: в зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.томское Выполнила: ученица 2б класса МОАУ СОШ с.томское Гамаева Елизавета Руководитель: Учитель начальных классов

Проект «Огород на подоконнике II младшая группа Актуальность: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста,

XI Республиканская научно-практическая конференция учащихся начальных классов «Первые шаги» Номинация: Биология - растительный мир Проект «Выращивание тыквы рассадой» Актуальность данной работы заключается

Познавательно-творческий проект: «Мы все, друзья, живой природы дети» "Мы все, друзья, живой природы дети, Родные братья на родной планете, Цветы, деревья, звери, птицы, люди Мы жизнь и дом родной свой

Отчет о проделанной работе творческой группы «Теплица» за сентябрь май 2017 года. Руководитель: Куприянова Н.И. 1.Провели занятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Уборка урожая» (в саду, огороде,

1 Научно-исследовательская работа Предмет: биология Влияние цвета на рост растений Выполнил: Писаренко Илья Александрович учащийся _1А_ класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

МОУ «Янситовская средняя (полная)общеобразовательная школа» Исследовательская работа Выполнил: ученик 2 класса, Смирнов Никита. Руководитель: Михайлова Анелия Георгиевна учитель начальных классов. Д.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "РОМАШКА" С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ Г. ЛЯНТОР Проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 102 г.томска ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Витамины на подоконнике» Вид проекта: Познавательно-исследовательский

Исследовательская работа на тему «Выращивание тыквы в открытом грунте через рассаду» Автор: Игнатьева Карина, ученица 3 «А» класса Руководитель: Симакова Л.А. Проблема: Можно ли на наших приусадебных участках

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 69 города Тюмени Прорастание семян (урок биологии 6 класс) Составила: учитель биологии и географии Зайцева М. Н.

Инструкция по посеву семян табака Посев: с середины февраля по апрель Прорастание: 5-15 дней. Зависит от сорта, состояния семян и температуры среды Высадка в грунт: с середины мая до конца июня Урожай:

Исследовательский проект на тему: «Зачем луку луковица». Выполнила ученица 4-г класса Чемакина Полина Руководитель: Вишнягова Т.А. Введение. Часто в жизни мы не обращаем внимания на привычные вещи. А ведь

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 1 «Теремок» Проект «Юные агрономы» Средняя группа 8 «Белочка» Воспитатели: Кылосова

КОНКУРС «МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ» (в рамках экологического мероприятия «Маленькие шаги к большим открытиям») ТЕМА: «РАСТИ, ЗЕРНЫШКО!» Исполнители: дети второй младшей группы 2 «Пчёлка». Возраст: 3 4 года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 7 «Незабудка» Мини-проект «Что за чудо-огород на окошке растѐт» группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «А» Руководители проекта:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 20 СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ Тема: Влияние света на выращивание овощных культур Работу выполнил ученик 2 «Б» класса Гвоздь

ПРОЕКТ «Любимый цветок России» Тема проекта Автор проекта Целевые группы Тип проекта Сроки реализации Цель Задачи Ожидаемые результаты ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Любимый цветок России». Приобщение детей 5-6 лет

3. Наблюдение, измерение, опыт 1. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна Центр развития ребенка детский сад «Гармония» «Выращивание мандарина в домашних условиях» Исследовательскую работу выполнила

Дидактическая игра «Вершки корешки» Задачи: Закреплять знания о строении овощей (уметь различать ботву и корень плода); учить, анализировать и сопоставлять объекты между собой, используя метод сравнения.

ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» Выполнила: воспитатель гр. 3 Панова О. Н. 2016г. ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» Проект: краткосрочный. Вид проекта:

ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ МБОУ «Щекинская СОШ» При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным;

Проекто-исследовательская работы по химии на тему Будем здоровы, «Гидропоника своими руками» Выполнили Ученицы 8 «Г» класса Савинкова Наталья Шахманова Анастасия Ливадина Елена РуководительМосолова Екатерина

Проект «Огород на окне». Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луком, томатами, огурцами, свѐклой, морковью; активизировать у ребенка инициативу, внимание

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Подгоренский детский сад 2» Подгоренского муниципального района Воронежской области ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Что за чудо - огород на окошке растет»

Исследовательская работа на тему: «Способы подготовки семян к посеву, на примере перца» Автор: Сапожникова Кристина, ученица 8 класса, МБОУ Холмогойская СОШ Руководитель: Нелепова Ирина Михайловна, учитель

Тема учебного проекта: «Технология выращивания растений» Творческое название: «Огород на подоконнике» Аннотация проекта. Проект разработан для учащихся 5-7кл., для реализации в рамках предмета «Сельхозтруд».

56 Проращивание семян лабораторная работа Растения размножаются семенами. В каждом семечке скрывается зародыш растения, защищенный оболочками, есть и запас питательных веществ. Жизненные процессы в семенах

1. Наблюдение, измерение, опыт 1. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил

Проект огород на подоконнике в подготовительной группе Проект: краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Форма проведения: фронтальная Продолжительность: 1 месяц. Участники проекта: дети

Научно-исследовательская работа Влияние факторов внешней среды на рост и развитие гороха Выполнила: Белоглазова Анастасия Сергеевна обучающаяся 2класса МБОУ «Крутинский лицей» Руководитель: Скосырская

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Чебурашка» ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» Выполнила: воспитатель гр.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Проект: Воспитатели: Чистякова Наталья Николаевна, высшая квалификационная категория Сычева

Исследовательский проект на тему: «От семечки до помидорки в баночке». Выполнила ученица 4 класса: Соколова Василиса Алексеевна Научные руководители: Иванова Ольга Викторовна, Соколова Мария Александровна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Родничок» комбинированного вида с. Сарыг-Сеп Проект по трудовому воспитанию. «Посадка семян для выращивания рассады томатов

Исследование влияния воды из разных источников на прорастание семян Автор: Жученко Елена Станиславовна 1 класс Научный руководитель: Нечаева Елена Александровна 2017 Содержание Введение 3 Материалы и методика

БИОЛОГИЯ ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ПОЧВЫ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ ГОРОХА Даниленко В.С. г. Пятигорск, МБОУ СОШ 3 им. А.С. Пушкина, 5 «В» класс Научный руководитель: Бойко Л.И., учитель начальных классов, г. Пятигорск,

1 Научно-исследовательская работа Исследования условий прорастания семян Выполнила: Штоколова Наталья Александровна ученица 1«Г» класс, МАОУ СОШ 4, МБУ ДО «Дом детского творчества», г. Абинска, Краснодарского

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для учащихся начальных классов по внеурочной деятельности «Маленький фермер» 1 Рабочая тетрадь «Маленький фермер» предназначена для учащихся начальных классов. Разработана на основании

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 65 «Парус» г. Новороссийска Проект «Живая и неживая природа» (подготовительная группа)

Любисток ценное овощное и лекарственное растение. Специфический вкус и запах придает ему эфирное масло, содержание которого в листьях достигает 1,27 %, в молодых побегах 1,0 %, в плодах 2,47 %, в корнях

* Выполнила: Калинина Ирина Ученица 2-в класса Научный руководитель Петрушкина Ольга Константиновна *Введение Если бы не было растений, то на Земле не было бы и разнообразия живых организмов. Без растений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-Детский сад 2 «Светлячок»» Тема проекта «Огород на окне» Подготовительная группа Севостьянова Ольга Николаевна воспитатель группы 2017

Познавательно исследовательский проект «Огород на окне» Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями,

Картотека: Труд в природе. Старшая группа. Карточка 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детской культуры «Ровесник» г.челябинска» «Цветущий город» 2016 Цель проекта: повышение качественного уровня благоустройства и озеленения

Научно-исследовательская работа ТЕМА «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПОЧВ НА РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЯ» Выполнила: Кочеганова Анастасия Владимировна, учащаяся 4 класса МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АЛФЕРОВСКОЙ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Калиновская средняя общеобразовательная школа Красногвардейского района Белгородской области Научно-исследовательская работа Зачем растениям свет? Работу выполнил:

Значение света для растений Работу выполнил ученик 4 «а» класса СОШ 9 им И.М. Неделина Строй Иван Классный руководитель Самсонова Г.В. Цель исследования: Изучить влияние внешних факторов (в частности,

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Жуковский Московская область ПРОЕКТ - ЭКСПЕРИМЕНТ «Умные растения» Может ли

"У ворот шумит народ. Где тут зимний огород? Говорят, что там растет. Огуречная рассада. И укропчик и лучок. Смотрят все на огород. Подготовили: воспитатели Якушева Н.А. Старцева А.С. Цель: Обобщить и

Исследовательский проект в подготовительной логопедической группе на тему: «Как живут растения» Воспитатели: Мирошниченко Н. И. Напханюк Л. А. Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 65 Выполнила: Прокурат Полина Олеговна Воспитатель 1 категории Станем мы тебя лелеять, Наш кормилец-огород, Чтобы всходы зеленели,

Проект на тему: «ЛУК ЗЕЛЁНЫЙ ДРУГ» Подготовили: Воспитатель 1 кв. категории Михайлова Ольга Леонидовна, Воспитатель 1 кв. категории Кивкина Наталья Юрьевна. 2014 год Проблема: Как можно вырастить зелёный

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» Проект «Как мы сеяли горох» во 2 младшей группе 2 Подготовили: Чиркова Н.В. Новикова Г.А. г.нефтеюганск,

mob_info